Две недели назад выпускники многопрофильного техникума получили долгожданные дипломы, теперь они не просто студенты, теперь они – специалисты. Сегодня мы побеседуем с директором многопрофильного техникума Андреевой Мариной Андреевной о том, как проходит обучение в образовательном учреждении, какие специальности предлагаются абитуриентам и как не попасть в списки на отчисление.

- Летом прошлого образовательное учреждение игарское профессиональное училище № 22 официально изменило статус и стало носить название «Многопрофильный техникум». Расскажите, что изменилось в работе?

- На самом деле ситуация с переходом образовательного учреждения в техникум готовилась на протяжении шести лет, та модернизация профессионального образования, которая произошла в училище естественным образом подвела образовательное учреждение к смене статуса. Как вы знаете, произошла реформа образования, был принят новый закон, благодаря которому произошла реструктуризация сети профессиональных образовательных организаций в крае. Так как наш регион занимает огромную территорию, под руководством заместителя министра образования и науки Красноярского края Ольги Николаевной Никитиной была проведена реструктуризация сети по двум направлениям - территориальному и отраслевому. Понятно, что специалисты и аналитики рассматривали возможные варианты развития профессионального образования буквально с картой в руках, потому что территориально ни одна точка в крае не должна была остаться без профессиональной организации. Я хочу сказать, что это был тяжелый период, он, в общем-то, продолжается – из 100 образовательных учреждений, которые существовали на момент начала реконструкции сети, осталось 50 и игарский многопрофильный техникум в их числе, что само по себе уже показывает определенные достижения и достаточно высокий статус образовательного учреждения. Хочется сказать, что немало было проведено работы коллективом, персонал образовательного учреждения прошел необходимое обучение. Повысились требования к студентам, потому как мы теперь будем выпускать не только высококвалифицированных рабочих, но и специалистов, поэтому после первой сессии в приказы на отчисление попали около сорока человек, к счастью многим удалось выбраться, сдав все «хвосты», это показатель повышения уровня требований. Здесь на самом деле начинается очень мощная работа, в ноябре мы прошли аккредитацию уже как Игарский многопрофильный техникум, сейчас согласовываем новые программы подготовки водителей. Вы знаете, что изменилось законодательство, и оно требует очень серьезной подготовки этих специалистов, мы очень тщательно работаем над этим вопросом с руководством полиции и государственной инспекцией по безопасности дорожного движения для того, чтобы оказывать квалифицированные услуги. Из-за профнепригодности в крае закрыто более 80 % автошкол. То есть условия, которые ставит перед нами законодатель достаточно жесткие, и, будем говорить, высокие по уровню подготовки.

В настоящий момент мы осваиваем новый этап, мы выходим на уровень WorldSkills.

-Что такое WorldSkills? Это уровень профессиональных навыков, квалификаций, который есть в мире, теперь пришел в Российскую Федерацию. Красноярский край принимает участие в проекте, в котором молодые и квалифицированные мастера участвуют в профессиональном творчестве. Когда мы берем новый уровень подготовки специалистов, а сейчас мы оцениваем и рабочие профессии тоже, мы видим, как он приравнивается к мировым требованиям. Всё профессиональное образование теперь старается придти к единым стандартам, как это было и с высшим образованием. Вы помните традицию, когда мы нескольких лет подряд проводили конкурсы профессионального мастерства среди студентов, выпускников и работников городских организаций и учреждений, чем мы очень гордимся, сейчас мы сами будем участвовать в подобном конкурсе на уровне края и страны с соблюдением всех мировых требований, это достаточно сложно, сложно в нашем отдаленном городе и в наших северных условиях, но, тем не менее, я хочу поблагодарить всех руководителей городских предприятий за сотрудничество, за то, что мы не знаем отказов в приеме студентов на практику. Нужна заинтересованность в том, чтобы территория развивалась и появлялись специалисты по востребованным профессиям. Многие наши выпускники уже получили приглашение на собеседование, это очень приятно. Сегодня речь идет о том, чтобы открыть филиал образовательного учреждения на территории района, мы уже год оговариваем с главой района А.И. Голодедом все нюансы реализации этой идеи, стоит сказать, что работа в этом направлении она уже начата, идет подготовка зданий. Дальше мы рассматриваем возможность открытия новых профессий, потому как те задачи, которые ставит перед нами муниципальное образование, мы должны решать, а задач у техникума много, главное – это, конечно, повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Наше образовательное учреждение шагнуло дальше, более 50 процентов уроков проводится с использованием компьютерных, информационных технологий, что тоже является достаточно серьезным показателем.

-Каковы итоги работы училища и планы работы техникума?

На сегодняшний день мы закупаем программы федерального института развития для подготовки специалистов, все секреты открывать пока не буду, потому как, мало купить программу ее надо залецензировать, прописать. Все специальности, которые на сегодняшний день есть в техникуме и были в свое время в училище, будут интегрированы и «выращены» в подготовку высококлассных специалистов, потому что у нас есть очень хорошая база. Также в планах, как я уже сказала выше, открытие филиала нашего учреждения, потому что тот объем иногородних ребят, которые хотят обучаться в нашем учреждении, мы, к сожалению, принять не можем из-за ограниченных мест в общежитии. Самый главный итог работы профессионального училища № 22 появление игарского многопрофильного техникума. Если бы не было плодотворной и целенаправленной работы не было бы сегодня и техникума. Мы бы просто не вошли в те 50 учреждений, которые будут существовать и дальше.

-Какие профессии можно получить в многопрофильном техникуме сегодня, и какие новые специальности вы планируете ввести?

Сегодня это традиционно автомеханики, если вы заметили, то это профессия федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, и она давно у нас в училище есть, то есть мы работали по повышенному уровню. Открывать мы планируем такие профессии как «технолог пищевой промышленности», «Бухгалтер-экономист», «Педагог дошкольного образования», очень надеюсь открыть медицинскую кафедру. Но вы понимаете, это невозможно сделать моментально, есть планы и мы к этим планам стремимся. На сегодняшний день очень большим спросом пользуются специальности, связанные с компьютерными технологиями, очень сложно найти специалистов в этой области. Все зависит от того какие профессии будут востребованы муниципальным образованием, какие профессии захотят получить сами ребята, мы постараемся учесть все потребности. На сегодняшний день удается привозить молодых специалистов в город, они к нам приезжают и работают довольно плодотворно, я думаю, что мы и дальше будем двигаться в этом направлении.

-Как раз, следующий мой вопрос посвящен молодым специалистам. Расскажите, сколько сегодня молодых педагогов работают в техникуме?

В учреждении работают более 50 сотрудников, среди них 5 молодых специалистов, которые окончили высшие учебные заведения. Однако я ценю даже не это, я ценю в людях то, что они постоянно повышают свою квалификацию, поэтому я считаю, что весь педагогический состав у нас молодые специалисты (смеется).

-Я так понимаю, помимо образовательного процесса вы содействуете в трудоустройстве своих выпускников, расскажите об этом. Это особая такая миссия, потому как в дальнейшем все профессиональное образование выходит на дуальное обучение, это значит, что минимум дети находятся в образовательном учреждении остальновремя – на предприятиях. Эту стратегию мы собираемся расширить уже непосредственно в филиале, потому что та детализация узконаправленных специальностей, будет там иметь высокое значение. Наши повара не первый год проходят практику на Ванкорском месторождении, на территории города – в управляющей компании «МЭК», в аэропорту и других организациях города. Самое главное, что их там видят, поэтому главное содействие в том, чтобы показать выпускника, устроить его на практику и объяснить, что это его первый шаг в реализации себя как специалиста. Работодатели стали более активно приглашать ребят на работу, за что еще раз хочу сказать и спасибо.

Для улучшения качества образования техникум неплохо оснащен, есть имитатор, предназначенный для бурильщиков нефтяных установок, стенд лабораторных работ для электриков, планируется ли дальнейшее пополнение материальной базы образовательного учреждения.

У нас действительно достаточно хорошо укомплектовано образовательное учреждение, но, тем не менее, есть определенные цели и задачи. У нас установлено современное оборудование, предназначенное для сварочного производства - это и лаборатория, и компьютерные стенды. Как вы правильно заметили, для подготовки бурильщиков в нашем учреждении установлено оборудование, полностью имитирующее работу бурильных установок, причем во всей связке платформы, у нас хорошие компьютерные системы, связанные с ремонтом скважин.

Государственная автоинспекция установила в техникуме свою аппаратуру для экзаменов, действуют два тренажера, имитирующих управление легковыми и грузовыми машинами. В целях повышения качества образования в техникуме работают две лаборатории для электриков, причем для подготовки всех специалистов в этой сфере. В дальнейшем для открытия новых специальностей нам нужны новые лаборатории. Для медицинских работников и технологов пищевой промышленности – лаборатории для химических анализов, хотелось бы приобрести тренажеры для подготовки судоводителей-мотористов, на что есть спрос у работодателей, нужды тренажеры для автокрановщиков, вообще много чего нужно, я могу говорить об этом бесконечно. Главное все-таки – найти преподавателей, без человеческого фактора невозможно реализовать всё задуманное. Определенные деньги в этом году мы пытаемся доказать в министерстве образования и науки Красноярского края, надеемся, что не будет сокращения бюджета и новые тренажеры, я думаю, мы обязательно приобретем. Большая задача не только в тренажерах, учебные пособия тоже нужны, учебники сегодня тоже стоят не мало.

-Расскажите об условиях поступления в техникум.

По новому закону в техникум люди принимаются без дополнительных испытаний. В этом году у нас произошло увеличение численности групп, в связи с большим спросом, поэтому мы оставляем за собой право проводить небольшой конкурс аттестатов для того, чтобы понять в какой профессии сможет реализовать себя будущий студент и дать ему соответствующие рекомендации. А так без экзаменов, без вступительных испытаний. Законом определены вступительные испытания по определенным дисциплинам, эти дисциплины мы вводить не будем.

- Помимо учебы ваши студенты принимают активное участие во всех городских мероприятиях – спортивных, культурных, в спортивных особенно. Вы как-то их мотивируете или это лично их инициатива?

Задача образовательного учреждения, всех его сотрудников – создать условия для того, чтобы это желание возникло. Я считаю, хорошо на сегодняшний день работает студенческая фирма, имею в виду наших поваров, кулинарные изделия которых пользуются большим спросом у игарчан. Также и здесь, если ребенок находит себя в какой-то деятельности – мы всячески стараемся его поддержать.

Сколько в этом году выпускников в Игарском многопрофильном техникуме?

Теперь мы выпускаем детей два раза в год - в феврале и июне. Все зависит от специальности. Сейчас мы выпустили порядка тридцати человек, сколько выпустим летом - зависит от самих студентов, надеюсь, что дипломы получат все. У нас будет выпускаться группа сварщиков и группа портных, где обучаются ребята по профподготовке.

Для тех, кто уже имеет среднее или высшее профессиональное образование, но хочет сменить профессию, на какой срок обучения они могут рассчитывать в игарском техникуме?

Все это решается индивидуально. Срок обучения по новой специальности, скорей всего, будет такой, какой прописан в стандарте. Единственное, что бесплатно человек имеет право один раз получить начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование.

То есть если у человека уже имеется среднее профессиональное образование, то для смены профессии ему придется заплатить?

- Скорее всего, да. Но опять же в техникуме можно учиться и по рабочей специальности и по дополнительной, смотря, что заканчивали.

Практику в этом году ребята проходили традиционно на предприятиях города, района. Тот уникальный опыт, который передают непосредственно люди, работающие на предприятии, для выпускника является неоценимым. Я всегда говорю, что ту тихую передачу традиций студент получает от мастеров производственного обучения и наставников на предприятии во время прохождения практики. И это очень важно, во-первых, специфика деятельности разная, во-вторых, на каждом предприятии предпочтение к работе разное. Очень важно, чтобы ребята нашли себя, не просто могли быть, допустим, автомехаником на одном предприятии, а могли интегрироваться в другие, чтобы они могли перестроиться, получить дополнительную специализацию, повысить свою квалификацию.

Что бы вы хотели пожелать выпускникам этого года?

- Каждый год мы выпускаем студентов в жизнь, мы не замечаем, как проходит это время, время их обучения, и только на выпускном вечере мы смотрим на них и понимаем, как расправляются у них плечи, как совсем уже не по- детски горят глаза. Главное, что я говорю каждому выпускнику при вручении диплома – я желаю вам удачи, я желаю вам добра, я желаю вам понимания близких и родных людей.

Спасибо за беседу.