На прошлой неделе в Игарке побывал О. И. Шереметьев, который единогласным решением депутатов районного Совета на недавно прошедшей сессии был назначен на должность главы Туруханского района. Его визит в Игарку был недолгим, однако за короткое время он успел посетить несколько важных городских объектов и провести совещание с руководителями районных учреждений. Закончился его насыщенный график общением с игарскими журналистами.

Олег Игоревич, поздравляю вас с избранием на должность главы Туруханского района, и в связи с этим первый вопрос. В должности руководителя администрации района вы отработали год и знаете о проблемах территории не понаслышке, на какие из них вы планируете обратить внимание как глава района в первую очередь?

– Большое спасибо за поздравление. Те выборы, которые сейчас прошли по новой модели, утвержденной Законом Красноярского края, предоставили мне право руководить администрацией, но уже в должности главы района, пять лет. Что касается проблем, которые существуют в районе и которые переходят и на следующий год – это вопрос формирования бюджета. На каждых встречах со своими коллегами, с представителями общественности я стараюсь именно на этом акцентировать внимание, и своих товарищей по работе нацеливаю на то, что, невзирая на уменьшение бюджета, фактически оно составляет 25–30 процентов, мы не должны позволить себе уменьшить качество предоставляемых муниципальных услуг и бюджетообеспеченость наших поселений, в первую очередь, крупных поселений – Игарки, Туруханска и Бора.

Расскажите о вашей программе социально-экономического развития территории.

– Программа развития территории строится на строгом исполнении полномочий, которые предписаны муниципальным органам власти по Закону № 131-ФЗ. В своей программе, которую я представил конкурсной комиссии и далее депутатам района перед голосованием, я бы выделил четыре перспективных направления, на которые предполагается обратить внимание администрации в первую очередь.

Первое направление – инвестиционная привлекательность территории. Здесь мы будем применять маневры для того, чтобы сформировать положительный имидж и максимально привлечь на территорию альтернативные компании, кроме титульного нашего налогоплательщика. Конечно же, с нашим основным налогоплательщиком АО «Ванкорнефть» в части перспектив освоения территории никто сравниться не может – это однозначно и даже не обсуждается, но у нас на территории есть месторождения графита, марганцевых руд и к ним начали проявлять интерес инвесторы. Не в последнюю очередь благодаря тому позитивному имиджу, который сложился благодаря работе администрации по предоставлению земли. Из беседы со своими товарищами, главами других территорий, могу сделать вывод, что в этой сфере наши районные чиновники работают очень быстро. Нигде на территории края, такого профессионального и быстрого процесса выделения земли, закрепления земельных участков, оформления документов градостроительного плана нет.

Второе перспективное направление – развитие малого предпринимательства. Здесь мы будем продолжать уже начатое. Не секрет, что в правительстве Красноярского края находится проект, разработанный администрацией в период работы главы района Анатолия Ивановича Голодеда, по строительству рыбоперерабатывающего завода на территории Игарки. Мы этот проект будем дальше активно презентовать и продвигать. Это хорошая помощь нашим охотникам и промысловикам в вопросах закрепления территории, и, конечно же, огромный пласт работы, которую необходимо будет сделать – постараться помочь рыбакам в получении рыбопромысловых участков на акваториях Енисея, которые расположены близко к их месту жительства. Например, для рыбаков-игарчан участки, приближенные к Игарке. Я, конечно, понимаю, что часть участков уже отторгована. Но в этом плане активно работают и администрация, и депутаты. Мы постараемся убедить правительство в том, что необходимо сформировать новые участки и отторговать их таким образом, чтобы они были максимально предоставлены рыбакам, проживающим в Игарке, Светлогорске, Туруханске.

Третье перспективное направление – развитие образования.

Образование для администрации района является одним из ключевых полномочий, поскольку отрасль затрагивает огромное количество работников, сотрудников педагогического состава и, естественно, огромное количество жителей, которые своих детей отправляют в детские сады, приводят в школы и учреждения дополнительного образования. Перспектива развития этой сферы – привлечение бюджетных инвестиций для открытия новых дошкольных групп, если в этом есть необходимость. Естественно, что отдельным вопросом стоит содержание школьных образовательных учреждений, начиная от самой нашей мощной школы – игарской, заканчивая небольшими школами, в которых обучаются по 10–15 детей. Каждая школа требует очень серьезного внимания. В рамках этой работы я поделился мнением с представителями акционерного общества «Ванкорнефть», чтобы все-таки компания выбрала для себя приоритетом игарскую школу как учреждение с максимальным приложением усилий, в данном случае я говорю не только о Роснефтьклассе. Я бы хотел поздравить школу имени В. П. Астафьева, которая в конкурсе Роснефтьклассов по всей Российской Федерации вошла в десятку лучших. Руководство образовательного учреждения показывает очень хороший подход к использованию тех возможностей, которые дает сотрудничество с компанией. Наше предложение, я уверен, будет доведено до генерального директора Ванкорнефти. Мы считаем, что точечные и яркие усилия инвестора в образовательных процессах будут интересны самой территории и будут, наверное, достаточно интересны компании, поскольку будет виден результат.

Четвертое перспективное направление – развитие системы ЖКХ и строительной отрасли.

Что касается жилищно-коммунального сектора, наверное, сейчас каждый вполне обоснованно может «бросить в него камень», по-другому и не скажешь. Нам необходимо большое количество средств, для того чтобы его реорганизовать, здесь, я уверен, мы не ограничимся только бюджетными средствами, мы будем в рамках действующего законодательства максимально привлекать инвестиции. В каком это будет формате, станет понятно в процессе диалога, естественно, в реализации этого вопроса будет участвовать администрация, само предприятие. Для нас результатом должно стать как можно более качественное предоставление коммунальных услуг населению.

Спасибо за подробный ответ, хотелось бы остановиться на теме образования. Вы уже сказали несколько слов о развитии данной сферы, а мне бы хотелось поговорить о финансировании. Во время визита в Игарку заместителя председателя правительства Красноярского края Юрия Захаринского руководители дошкольных образовательных учреждений поднимали вопрос слабого финансирования, например, не было средств на ремонт крыши в детском саду «Кристаллик» и даже на оплату услуг связи. Какой будет финансовая обеспеченность сферы образования в 2016 году?

– Бюджет у нас будет напряженным. Говорить о прорыве даже в такой важной сфере, как образование, не приходится. Мы должны сейчас удержаться на тех показателях, которые имеем, то есть повторюсь – не снизить качество предоставляемых услуг, сохранить уровень, и по возможности несколько его улучшить. Что касается ремонтов в образовательных учреждениях, то в «Кристаллике» крыша течет не первый год, если меня не ввели в заблуждение, но почему-то в тот самый период, когда мы вошли в начало года с огромной кредиторской задолженностью по предыдущим годам, когда мы вошли в период явного уменьшения поступления налоговых и неналоговых доходов, возникает общественный резонанс. Наверное, это и правильно, сколько можно терпеть, когда-то и терпению должен прийти конец. Жаль, что это произошло в тот период, когда нет денег.

Еще в июле, когда проводился «круглый стол» с участием генерального директора компании «Ванкорнефть» Кузнецова, было достигнуто соглашение о том, что в следующем году внебюджетное финансирование за счет средств Ванкорнефти будет направлено на три образовательных учреждения в Игарке – школу им. В. П. Астафьева, детский сад «Кристаллик», достаточно крупная сумма, были согласованы работы и по детскому саду «Сказка». То есть вопрос с ремонтом крыши в 2016 году будет снят, я в этом уверен.

Каким вы видите взаимодействие с администрацией и Законодательным Собранием Красноярского края?

– Ввиду того, что в 2016 год мы входим как дотационный район, поскольку треть районного бюджета будет составлять финансовая поддержка из бюджета Красноярского края, для нас вопрос взаимодействия становится не просто острым, он становится регулярным и обязательным на планомерной основе. С правительством мы будем отрабатывать, в первую очередь, участие наших учреждений, предприятий, представителей малого предпринимательства, бизнеса в краевых программах. Здесь мы нацелены привлекать гранты, и первый положительный пример у нас уже есть, в этом плане очень хорошо отработала администрация Светлогорска, они уже в этом году получили гранты на ремонт своего Дома культуры. Грантов разыгрывается достаточно много, есть из чего выбрать, где поучаствовать, куда приложить усилия и творческий потенциал администрациям поселений и администрации города. Мы будем участвовать в краевых нерайонированных программах, т.е. в тех, которые действуют на территории всего края, а также тех, которые действуют только в некоторых районах, например, одна из таких программ «Строительство на селе», которая действует только на Таймыре и в Эвенкии. Мы уже обратились в правительство края с предложением эту программу распространить и на территории Туруханского района тоже, акцентируя, что Туруханский и Таймырский муниципальные районы входят в состав Арктической зоны РФ. Поэтому в первую очередь это гранты, программы и, конечно же, дополнительные финансовые возможности в виде субсидий. Опять же хочу привести пример: наша двухмесячная работа в сфере дорожного хозяйства закончилась тем, что министерство транспорта буквально в начале прошлой недели согласовало возможность дополнительного финансирования дорожной отрасли района. Это очень важно, на следующий год на ремонт и содержание дорог в районе выделяется порядка 34 млн. рублей, и вот сейчас нам удалось добиться согласования министерства транспорта по дополнительному финансированию в сумме 33 млн. рублей, то есть это фактически увеличение в два раза. Следующий этап, и он будет заключительным, – это представление всех документов и доклад о целесообразности выделения этих финансов уже в министерстве финансов края, чем мы сейчас и занимаемся. Эта планомерная работа позволит нам, имея ограниченную возможность в доходах и в наполняемости нашей доходной базы со стороны налогоплательщиков, привлекать дополнительные деньги для развития наших предпринимателей на территории города и других населенных пунктах.

В Законодательном Собрании будет организована подготовка законопроектов, в них будут включены те меры социальной поддержки, которые районная администрация организовывала на территории муниципального образования за счет собственных средств, имея непрофицитный бюджет. То есть, по нашему предложению, меры социальной поддержки, пройдя сито Законодательного Собрания, должны быть включены в законы Красноярского края и распространяться на граждан, финансируясь через Управление социальной защиты, но из бюджета Красноярского края. Это позволит гарантировать предоставление мер социальной поддержки на многие годы вперед, а не так как сейчас: есть доходная часть – мы можем их предоставить, нет доходной части – мы их предоставить не можем. Благодаря этой работе мы сможем защитить нуждающихся в мерах социальной поддержки граждан от каких-то финансовых потрясений, которые могут быть в районе.

Депутаты районного Совета приняли решение о предоставлении льготы населению независимо от уровня доходов в размере 50 процентов от стоимости услуги отопления, однако это решение действует с 1 сентября по 31 декабря 2015 года. Что дальше?

– Это решение действует с 1 сентября по 31 декабря только из-за того, что оно затрагивало в том числе и бюджет текущего года. Дальше с 1 января 2016 года и, я надеюсь, вечно это решение будет продолжать действовать. То, что на следующий год финансирование этого мероприятия заложено и согласовано в министерстве финансов Красноярского края, я могу заявить ответственно. Никому не стоит переживать, что с 1 января эта мера соцподдержки куда-то уйдет. Она будет продолжать действовать, соответствующие документы в декабре будут направлены в районный Совет и данный проект, я не сомневаюсь, депутаты поддержат, а финансирование под него в бюджете заложено.

Проблема компенсации проезда к месту лечения, обследования и обратно имеет место быть не только в Игарке, но и в других населенных пунктах района. Не совсем удобно, что компенсация расходов происходит по возвращении да и то с большой задержкой. Как решить эту проблему?

– Решать эту проблему надо кардинально, то есть меру поддержки, возможность и целесообразность направления гражданина в краевой центр для получения медицинской помощи или проведения каких-то диагностических исследований должно решать учреждение здравоохранения. Одна из наших законодательных инициатив будет направлена на передачу этих функций министерству здравоохранения. Такая схема работает в других северных территориях. Из-за достаточно сложной ситуации с бюджетом района, нам приходится какие-то нормативно-публичные обязательства финансировать позже, так как мы не можем остановить деятельность учреждений, остановив их, мы затронем интересы гораздо большего количества жителей. Поэтому, естественно, какие-то статьи расходов мы оставляем на потом. Что касается проезда к месту лечения, обследования и обратно, то есть порядок, который определяет выплату компенсации – гражданин должен представить определенные документы, на основании которых получит возмещение, однако в крайних ситуациях, когда у человека, имеющего право на получение данной льготы, нет иного выхода, мы идем навстречу и проводим авансирование.

На какие меры социальной поддержки могут рассчитывать жители района в 2016 году?

– Сейчас, и на сессии это было подтверждено депутатами, мы не говорим о сокращении мер социальной поддержки. Может быть, будут немного изменены категории граждан, которым эти меры предоставляются, но эта тема будет обсуждаться с депутатами на декабрьской сессии.

В этот раз ваш визит в Игарку был кратковременным, почему? Какие объекты вы здесь успели посетить и как часто планируете работать на территориях района?

– Я планировал приехать на более длительный срок, но был приглашен в Красноярск на заседание Полярной комиссии для участия в энергетическом форуме. От таких приглашений невозможно отказаться, поскольку они исходят от заместителей губернатора, ехать надо обязательно. В целом планирую в городе бывать ежемесячно и также в течение месяца делать выезды в наши южные населенные пункты, для того чтобы на месте видеть ситуацию, на месте решать вопросы. Будут ли меня в этих выездах сопровождать мои коллеги? Скорее всего, да, поскольку наша очередная встреча с работниками районных учреждений в городе показала, что руководителей управлений сюда тоже надо привозить, чтобы они в глаза смотрели своим коллегам, которые работают в отрасли и фактически выполняют ту непосредственную задачу, ради которой мы и содержим управления, я сейчас говорю об образовании, социальной защите и жилищно-коммунальном хозяйстве. Будем встречаться ежемесячно, это обязательно, если будет получаться чаще, буду только рад.

Олег Игоревич спасибо за беседу, надеюсь, наши встречи будут регулярными. Я желаю вам удачи в работе, понимания проблем территорий и их жителей, а также плодотворного сотрудничества с краевыми властями.