Главная страница

В 1939 году прошлого столетия произошло событие, во многом повлиявшее на культурное развитие нашего города, а также многих северных территорий Красноярского края. 1 октября 1939 года состоялось официальное открытие Игар-ского педучилища малых народов Севера, но предпосылки к этому важному событию появились немного раньше. В прежние годы была в Игарке улица Петра Гермогеновича Смидовича. Это, кстати, одна из первых улиц, но тогда она называлась Портовая. В нашем городе Смидович не был ни разу, но именно он поставил вопрос о создании Игарки как форпоста социалистиче-ской культуры на Крайнем Севере. По его инициативе здесь открылись национальная школа-интернат и совпартшкола – «кузницы национальных кадров», и как их развитие – педагогическое училище малых народов Севера.

Педучилище в 60–70-е годы ХХ века. Во-круг этого здания росло больше всего березок

Игарчане гордились своим училищем все годы его существования. В его стенах получили среднеспециальное образование и звание учителя начальных классов многие эвенки, кето, селькупы, долгане, нганасане и представители других малых народов Севера. Конечно, наряду с представителями малых коренных народов такое же образование получали и русские, включая изучение языков этих народов, то есть после окончания училища и русские специалисты могли преподавать в поселках и факториях Красноярского Севера. Кроме того, для многих выпускников диплом Игарского педучилища стал первой ступенью на пути к получению высшего образования.

 

Огромная заслуга в подготовке к открытию училища принадлежит его первому директору эвенку Андриану Семеновичу Воронину, который хорошо знал проблему нехватки учительских кадров в национальных округах. Благодаря инициативе и настойчивости этого человека педучилище было открыто именно в Игарке.

Как вспоминал сам А. С. Воронин, в августе 1938 года Красноярский крайком ВКП(б) отозвал его с другой работы и рекомендовал инспектором крайоно по школам районов Крайнего Севера. Так Андриан Семенович оказался на поприще народного образования. По его словам, «это было время интенсивного развития школьной сети и широкого вовлечения в школу детей кочевников тундры и тайги. Однако северная школа все еще находилась на пути поисков методов обучения детей, плохо или совсем не владеющих русским языком».

По воспоминаниям летописца и старожила города Леопольда Антоновича Барановского, в марте 1939 года Воронин приехал в Игарку, чтобы на месте разработать методику улучшения работы школ. Нужно было подтянуть отсталые окраины до уровня общих достижений страны. Образование в Игарке в то время уже было на уровне других городов края. Практически осуществлялось всеобщее обучение детей. Здесь была создана нормальная учебно-производственная база и работал высококвалифицированный учитель-ский коллектив. А вот в школах Дудинки, Нориль-ска, Волочанки, Хатанги и ряда других поселений, по которым Воронин проехал сам лично, дела обстояли не столь хорошо. Там учителями начальных классов работали комсомольцы-энтузиасты, выпускники Красноярского педучилища им. А. М. Горького и Северного отделения Енисейского педучилища, но их явно не хватало. Выход из затруднительного положения был один: быстрыми темпами подготовить учителей из среды самих коренных народов Севера. Тщательно изучив и обосновав данный вопрос, А. С. Воронин выдвинул предложение об организации педучилища народов Севера перед крайкомом ВКП(б) и крайисполкомом. В июне 1939 года было вы-двинуто ходатайство перед Совнаркомом РСФСР об организации в городе Игарка педагогического училища малых народов Севера. 16 июня 1939 года Совнарком РСФСР вынес постановление об образовании Игарского педагогического училища народов Севера и были выделены для этого денежные средства в размере 125 тысяч рублей. Нужно сказать, что именно Игарка как нельзя лучше подходила для того, чтобы организовать здесь учебное заведение подобного рода. Во-первых, город уже был известен всей стране и за ее пределами. Это был инду-стриальный и культурный центр Енисейского Севера. Во-вторых, в Игарке уже было прекрасное учебное помещение совпартшколы, жилые здания, в частности, Дом обороны и общежитие бывшей торговой школы, а также квартиры для преподавателей.

Л. А. Барановский пишет в одном из своих очерков: «Большую помощь в организации педучилища оказали ГК ВКП(б) в лице его первого секретаря тов. Хлопкова, исполком городского Совета (тов. Малютин, Ефимов), руководители лесокомбината (тов. Гудков, Тарасов), судоверфи (тов. Кондрашев), Игарторга (тов. Житов) и многие другие руководители.

Руководство педучилища и руководство еще действующей в Игарке совпартшколы были объединены. А. С. Воронин начал свою работу с двумя коллективами педагогов, с двумя завучами, с двумя завхозами и техническими работниками. В дальнейшем учреждения объединили, только штатный состав некоторое время еще разделялся. Единые партийные и комсомольские организации сплотили оба коллектива. А по городскому радио транслировали передачи о жизни этих двух учебных заведений. Концерты и выступления слушали на Таймыре и в Турухан-ском районе.

За короткий период с 16 по 20 сентября 1939 года А. С. Воронин сформировал преподавательский коллектив из квалифицированных работников. Педучилище было обеспечено необходимыми наглядными пособиями и хозяйственным инвентарем. Первыми преподавателями открывшегося педучилища стали: Шилов Л. И., Жулин В. И., Воронина К. И., Маркова М. А. и др.

Чтобы посмотреть на работу педучилища и совпарт-школы специально приезжали секретари Таймырского окружкома ВКП(б) тов. Гамстер и Дзюба. Их помощь и забота, а также напористость самого коллектива педучилища позволили начать первый учебный год с 20 сентября 1939 года, как и планировалось. Торжественное собрание и официальное открытие состоялось 1 октября в кинотеатре «Октябрь». Прибыло множество делегаций от коллективов лесокомбината, морского и речного портов, авиагруппы, судоверфи, рыбозавода, школ и других организаций города. В день открытия училища были получены поздравления от Наркомпроса РСФСР, Ленинградского института народов Севера, крайкома ВКП(б), крайисполкома, крайоно и всех педучилищ края. Все понимали важность рождения нового учебного заведения в Заполярье».

Как же скомплектовали первый курс педучилища? Заявлений от желающих обучаться могло и не быть. По воспоминаниям А. С. Воронина, члены коллектива сами усиленно вербовали будущих студентов. И это продолжалось несколько лет, так как школы на местах еще не могли направлять детей из среды коренных народов с семилетним образованием. Таких детей можно было в буквальном смысле пересчитать по пальцам, и их брали нарасхват в любые учебные заведения. В Игарское педучилище привезли из Енисейска 9 человек, из упраздненной торговой школы в самой Игарке перешли 16 человек, приняли 11 человек из Игарского детдома с семилетним образованием. Остальные приехали из Эвенкии, Таймыра и Туруханского района, многие из них с образованием 5–6 классов. В итоге были сформированы две подготовительные группы учащихся с 5–6-летним образованием и одна группа основного курса из окончивших 7 классов. Всего было набрано 67 человек, хотя планировали 90. Из набранного числа учащихся 75 процентов были представителями коренных народов Севера (эвенки, ненцы, долгане, нганасане, кето, селькупы).

В следующем 1940 году количество учащихся увеличилось до 80 человек. Андриана Семеновича Воронина перевели на другую должность, на какую – доподлинно не известно. Мы только знаем, что в дни начала Великой Отечественной войны он работал в аппарате городского комитета партии. После непродолжительного руководства назначенного на должность директора Акулова И. В. его заменил приехавший в этом же году Николай Георгиевич Фалалеев. Новый директор прибыл из Красноярска. Он был потомственным учителем. Его отец в прежние времена инспектировал гимназии в Смоленской губернии, откуда эта семья была родом. Фалалеев проработал на этой должности до мая 1941 года, затем его перевели заведующим Игарским городским отделом народного образования, а директором педучилища стала Голикова Г. Г.

Наступил новый 1941–1942 учебный год. Тяжелейшее для нашей страны время, когда весь народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Началась Великая Отечественная война. Коллективу педучилища предстояло преодолеть немало сложностей и трудностей. В Игарке, как и в других городах Советского Союза, была введена карточная система. Питание в столовой изменилось в худшую сторону, естественно, это отразилось на учебе студентов педучилища. Сказалось также отсутствие наглядных пособий, школьных принадлежностей и учебников. Содержание учебного корпуса и общежития полностью легло на плечи студентов. Отопление было печное и в зимний период нужно было протопить 100 голландских печей. Все эти трудности пришлось испытать студентам первого набора, ведь у них два учебных года из четырех выпали как раз на военное время. Но педучилище, несмотря ни на что, продолжало свою деятельность. В 1943 году состоялся его первый выпуск.

Из газеты «Большевик Заполярья» за 8 июля 1943 года: «В Игарском педагогическом училище состоялся первый выпуск молодых учителей. Учебный год выпускники училища закончили успешно. Енисейский Север получил 31 учителя. Все студенты, окончившие училище, направлены на работу.

В Таймырский национальный округ выезжают работать шесть человек, в Эвенкию – 8, в Турухан-ский район – 5, в Манский район – 4, в Абанский район – 2. В Игарском районе остаются работать 6 выпускников».

До окончания войны было еще почти два года, но первые выпускники Игарского педучилища уехали в родные места, чтобы выполнять свой долг, то есть «сеять разумное, доброе, вечное». Те из ребят первого выпуска, кто попали на фронт, воевали достойно и с честью. Многие из них погибли, защищая Отечество. Погиб Александр Ширшинов, пропали без вести Виктор Зажицкий, Мария Малютина, Иван Волобуев. Война и здесь нашла свои жертвы. Первый директор педучилища А. С. Воронин защищал Родину на фронтах Великой Отечественной. Вернулся после тяжелой контузии. Работал в аппарате горкома партии, после на ответственных постах в аппарате крайисполкома и в Эвенкии.

В это нелегкое время там работали заведующая учебной частью т. Куцелимова, руководство педагогиче-ской практикой возглавила опытный педагог т. Плакунова. Следует отметить, что и остальной педагогический состав был укомплектован лучшими игарскими преподавателями. Среди них математик, проработавший в училище до 1948 года, Иван Михайлович Ощепков; преподаватель истории, проработавшая в училище 14 лет, Нина Васильевна Рудых; преподаватель литературы т. Акулова; географии т. Сидорова; естествознания т. Быченкова; военрук т. Банщиков; физрук т. Лепешкина. Был в педагогическом училище и духовой оркестр, которым руководил известный не только в Игарке композитор Степан Федорович Кайдан. Его имя стало известно всей стране после создания им музыки к пионерской песне «Взвейтесь кострами синие ночи», с которой начиналась каждая пионерская передача по союзному радио.

Много сил и энергии в деле воспитания и обучения будущих учителей отдали директора училища. Это названные выше Акулов И. В., Фалалеев Н. Г., Голикова Г. Г.

В послевоенные и последующие годы Игарское пед-училище продолжило свою деятельность. В течение многих лет бессменным директором педучилища был Ляпустин Александр Матве-евич, который в числе первых игарских добровольцев ушел на фронт. Демобилизовался в 1944 году после тяжелых ранений. Вернулся в Игарку и проработал директором педучилища 22 года. В педучилище работали опытнейшие преподаватели Оширова И. И., Сизых А. П., Кашенский Ф. М., Манукян. При Игарском педучилище была базовая школа, где студенты проходили поурочную практику. К сожалению, точную дату открытия базовой школы установить пока не удалось. Школа как самостоятельное учебное заведение работала после закрытия педучилища, выпуская начальные классы.

Период 1960–1970-х годов прошлого столетия можно считать расцветом Игарки. Общественная жизнь в городе буквально кипела, и в ней самое активное участие принимали студенты Игарского педучилища. То же самое можно сказать о творческой деятель-ности и студентов, и пре- подавателей. Например, преподаватель русского языка и литературы Наумова Валентина Александровна работала в Игарском педагогическом училище народов Севера с 1956 по 1963 и с 1965 по 1969 годы, некоторое время была завучем училища. Входила в литературное объединение «ИКАР», вела поэтическую страничку «10 минут поэзии» на игарском телевидении. Сейчас проживает в г. Владимир, пишет стихи и прозу, басни и литературу для детей. Издала несколько сборников.

В середине семидесятых годов (предположительно 1974–1975 гг.) в Игарку приезжали журналисты из Норильска, которые собирали материал о том, какой жизнью живет педагогическое училище и какова его роль в подготовке учителей именно из среды малых народов Севера. По итогам этой поездки был издан буклет «Игарское педагогиче-ское училище народов Севера» с фотографиями. В буклете были перечислены успехи и достижения данного учебного заведения на тот период. Это и замечательный спортзал с подсобными помещениями, теплица, благоустроенное общежитие на 180 мест, прачечная, столовая, библиотека с книжным фондом 13 тысяч томов. Для учебных целей имелось двенадцать кабинетов. Это кабинеты истории, обществоведения, педагогики, русского языка и литературы, математики, физики, химии, рисования, природоведения, труда, военной подготовки. Все каби- неты, где велись занятия с учащимися, были укомплектованы необходимым оборудованием, техническими средствами, приборами для демонстрации опытов и проведения практических работ, методическими и наглядными пособиями. Учебные кабинеты использовались также для всей круж- ковой работы в училище. Открылись Ленинская комната (1966 год) и комната Боевой Славы. В те годы огромное внимание уделялось идеологическому воспитанию молодежи, и поэтому Ленинские комнаты создавались во многих учебных заведениях, на предприятиях, в воинских частях и т. д.

В Ленинской комнате был собран материал о жизни и деятельности В. И. Ленина. Некоторые из предметов имели особую ценность и значимость. Это альбомы и письма из разных музеев нашей страны и из-за рубежа; письма Фотиевой – личного секретаря В. И. Ленина и личного шофера – Гиля; рисунки Н. Н. Жукова, преподнесенные в дар; копии документов, работ Ленина, присланные министром культуры СССР Е. А. Фурцевой, и др. Члены лекторской группы, созданной при Ленинской комнате из числа студентов, читали лекции о великом вожде мирового пролетариата, знакомили с экспонатами. Подобные экскурсии проведены более чем двум тысячам учащихся школ города и педучилища за период существования Ленинской комнаты.

С начала семидесятых годов в педучилище работала Макаренковская инициативная группа (МИГ). Основное направление в ее работе – шефство над трудновоспитуемыми детьми. Многие ребята из школ города нашли добрых друзей среди учащихся педучилища, которые не только помогали подшефным детям готовить домашние задания, но и организовывали их досуг, вели разъяснительные беседы на правовые темы, рассказывали о жизни и деятельности великого педагога А. С. Макаренко, дежурили на опорном пункте при клубе «Строитель», участвовали в рейдах юных друзей милиции. По свидетельству бывшей выпускницы пед-училища Л. В. Кузьминой, директором в те годы был Л. Мартыненко. Большой популярностью среди студентов пользовался кружок кинодемонстрации. Кино все увереннее входило в жизнь школы и, получив права на обслуживание киноустановок, учащиеся становились пропагандистами кино в школах, куда получали распределение на ра-боту.

Большинство студентов активно участвовали в художественной самодеятельности. Гордостью училища являлся оркестр народных инструментов. Пользовались популярностью и занятия спортом. Самым массовым спортивным мероприятием была сдача нормативов ГТО. Спортивные состязания проводились и в собственном спортзале, и на открытых площадках. Особенно популярными были такие виды спорта, как лыжи, баскетбол, волейбол, настольный теннис, гимнастика. Спортсмены из числа студентов Игарского педучилища занимали первые места в городских соревнованиях, становились призерами на первенствах Красноярского края среди педагогических учебных заведений подобного типа.

Еще одна выпускница педагогического училища 1984 года Светлана Викторовна Римавичене поделилась своими воспоминаниями о студенческих годах. Вот как описывает она само здание педучилища: «Это было красивое, деревянное здание с огромными окнами, оно воспринималось как дворец. На первом этаже в больших ящиках росли цветы. Там же находились библиотека, фильмотека, методкабинет и кабинет музыки. Двухсторонняя парадная лестница, ведущая на второй этаж, была устлана ковровыми дорожками. На лестничных перилах были прибиты ящики, в которых также росли цветы. К слову, множество цветов в деревянных бочках было и на втором этаже училища. Здесь же были оформлены доски почета, такие как «Заслуженные учителя училища», «Выпускники-отличники», «Доска почета спортсменов».

После окончания педучилища Светлана Викторовна поступила в Лесосибирский педагогиче-ский институт, окончила его, и с той поры работает в школе, отдавая всю свою любовь детям. Постоянно повышает свое мастерство, принимает участие в городских и районных конкурсах, районных научно-практических конференциях. Светлана Викторовна – лауреат Национальной премии в области образования, имеет грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации.

Одной из старейших выпускниц педучилища является Светлана Алексеевна Шнайдер (окончила в 1972 году). Учитель начальных классов высшей категории, ее стаж более 42 лет. Дочь Елена и внучка Вероника пошли по ее стопам, продолжая семейную династию учителей. За долгий, многолетний, добросовестный труд награждена многочисленными почетными грамотами, среди которых грамота Министерства образования и науки РФ.

Игарское педагогическое училище сыграло огромную просветительскую и образовательную роль в развитии северных территорий Красноярского края. Начиная с года его основания (1939 г.) в течение пятидесяти с лишним лет из стен этого учебного заведения выпущено 2500 дипломированных специалистов, причем особое внимание уделялось подготовке учителей из числа представителей коренных народов Севера.

Многие выпускники училища продолжили свое образование в высших учебных заведениях, по окончании которых работали, помимо основной педагогиче- ской деятельности, в советских и партийных органах власти национальных округов, занимались государственной и общественной работой. Среди выпускников Игарского педагогиче-ского училища есть немало людей, которые добились высоких результатов именно в педагогической деятельности. Например, Суевалова Галина Георгиевна. Окончила педучилище в 1944 году, работала учителем начальных классов в селе Тутончаны. В 1945 году переехала в Туру и проработала в Туринской средней школе более 58 лет учителем начальных классов. Всего через пять лет с начала своей педагогической деятельности, т. е. в 1949 году, Суевалова Г. Г. награждена знаком «Отличник народного образования РСФСР», в 1960 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель школ РСФСР». В 1995 году за выдающиеся достижения в учительском труде и преданность профессии Галине Георгиевне Суеваловой присвоено звание «Почетный житель Эвенкийского автономного округа».

Бетту Христина Николаевна после окончания Игар-ского педучилища более 40 лет проработала в Ессейской средней школе. В 1970 году ей присвоено звание «За-служенный учитель школ РСФСР». В 2006 году Х. Н. Бетту присвоено звание «Почетный житель Эвенкийского автономного округа».

Косолапова Валентина Ивановна имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель». В 1999 году Валентине Ивановне присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Ученую степень кандидата педагогиче-ских наук получила Вера Николаевна Черкасова. Она награждена грамотой Министерства образования Российской Федерации (1971), высшей национальной наградой в сфере образования орденом им. А. С. Макаренко «За вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания». Имеет знак «Директор года». По результатам Всероссийского конкурса (2007–2008 гг.) стала победителем в номинации «Женщина – директор го-да», награждена благодарственными письмами и грамотами губернатора Красноярского края, грамотой Министерства просвещения РСФСР, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

Почти сорока выпускникам Игарского педучилища присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР» и «Отличник народного образования». Среди них Надежда Кирилловна Комбагир, Ирина Ивановна Оширова.

Кроме того, выпускники разных лет с огромной любовью вспоминают педагогов Елизавету Николаевну Иванову, Валентину Ивановну Валенкову, Дмитрия Филипповича Мазурика, Валентину Николаевну Ващенко, Анну Михайловну Камошину, Антонину Ивановну Богуцкую, Раису Афанасьевну Мигуренко, Татьяну Арсентьевну Русакову, Галину Дмитриевну Сметанину, Виктора Васильевича Пахомова, Петра Петровича Дончака, Владимира Григорьевича Умнова, Михаила Романовича Койфмана, Илью Михайловича Аксянова, который стал последним директором педучилища в середине 90-х годов прошлого столетия.

Летом 1986 года красивейшее здание города, похожее на дворец, которое было гордостью игарчан, сгорело. Приведем воспоминания еще одной выпускницы – Валентины Александровны Перепелкиной: «В 1986 году 1 июня произошло печальное событие – сгорело Игарское педагогическое училище народов Севера. Учителя и студенты долго не могли эту потерю пережить. Администрация города нашла выход из этого положения. Студенты начали учебный год в здании бывшего детского сада «Жарки».

Прекратило прием студентов педучилище народов Севера, с довоенных времен снабжавшее Таймыр и Эвенкию квалифицированными преподавательскими кадрами. Летом 1998 года Игарское педучилище отметило свой 60-летний юбилей, и в этом же году его закрыли. За 60 лет деятельности из стен педучилища вышло более 1500 учителей начальных классов.

Нельзя не признать огромную роль Игарского педучилища в деле развития северных территорий Краснояр-ского края и самой Игарки. В настоящее время выпускники педучилища занимают многие ответственные должности и руководящие посты, но самое важное, пожалуй, то, что на Красноярском Севере нет такой школы, где бы они ни трудились, отдавая себя детям и любимому делу.

 

И. В. Шинова,

н. с. отдела истории

Музея вечной мерзлоты.

 

Реклама