9 февраля отмечается 95 лет гражданской авиации.

Благодаря покорителям неба мы можем быстро попасть из точки «А» в точку «Б». Накануне праздника я пообщалась с работниками основных для нашей территории авиакомпаний, которые рассказали, как проходят их рабочие будни и почему они решили связать свою жизнь с авиацией.

 

Любите ли вы самолеты?..

Каждые 2 секунды где-то взлетает или приземляется самолёт. Сотни тысяч людей проходят регистрацию или получают багаж после продолжительного полета. Так круглые сутки, жизнь в авиации кипит, люди, испытывающие страх перед полетом, принимают успокоительные или что покрепче, рассаживаются в удобных или не очень креслах и ждут взлета.

В это время члены экипажа проверяют работу электронного оборудования, которым «напичкано» воздушное судно. Пассажиры не видят пилотов, по громкой связи их обычно приветствует командир, желая приятного полета. Однако как бы страшно ни было, каждый с замиранием сердца ждет мгновения, когда самолет набравший скорость, отрывается от земли. За считанные секунды здания аэропортов превращаются в маленькие игрушечные домики, широкое шоссе кажется черным ручейком, который вьется по зеленой траве, а земля превращается в шахматное поле. Как только этот прекрасный вид закрывается облаками, пассажиры успокаиваются, начинают читать книги или предпочитают просто поспать. Мало чем отличаются и ощущения игарчан, летящих в Красноярск, разве что вид из иллюминаторов у нас другой, среди зеленых просторов тундры – зеркала многочисленных озер. Какая настоящая, естественная красота природы под крылом самолета!

Доставляет нас до «большой земли» авиакомпания «NordStar» на французских самолетах АТР 42-500. Современные конкуренты знаменитому Ан-24, они более легкие и менее затратные в эксплуатации. ATR 42-500 – современный турбовинтовой самолет вместимостью 46 человек. 5 самолетов данного типа были получены авиакомпанией напрямую от завода-изготовителя в Тулузе.

NordStar – российская авиакомпания, входящая в группу компаний ПАО «ГМК «Норильский никель». Она входит в число крупных российских авиаперевозчиков с пассажирооборотом более 1 млн. пассажиров в год. В 2017 году после прохождения международного аудита на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности авиакомпания включена в реестр операторов IOSA (IATA Operational Safety Audit), что означает соответствие всем международным стандартам безопасности. Авиапарк компании состоит из среднемагистральных самолетов Boeing 737-800 и турбовинтовых воздушных судов ATR 42-500. География полетов авиакомпании насчитывает более 40 регулярных направлений из российских и зарубежных городов. Базовыми аэропортами являются московский «Домодедово» и красноярский «Емельяново». В 2017 году пассажиропоток составил 1 млн. 481 тыс. человек. Авиакомпания уделяет большое внимание привлечению клиентов. Так, пассажирам доступна широкая линейка сервисов и дополнительных услуг, в том числе программа лояльности «Летать легко!», которая позволяет накапливать мили за совершенные перелеты и приобретать премиальные авиабилеты.

Рейсы Красноярск–Игарка–Красноярск осуществляются три раза в неделю, летом, когда наступает время отпусков, спрос на услуги авиакомпании особенно возрастает.

Накануне я пообщалась с членами экипажа самолета АТР 42-500 авиакомпании «NordStar», узнала, как проходит у них рабочий день, в какие уголки мира летали и чем занимаются пилоты, когда не летают.

Евгений Юрьевич Нешетаев – командир авиационной эскадрильи ATR 42-500, в гражданской авиации он уже 32 года.

17-летним юношей поступил в военное авиационное училище. После окончания долгие годы служил в военной авиации, потом перешел в гражданскую. Пошел по стопам отца, который работал штурманом.

Большинство авиаторов говорят, что в их профессиональном становлении ключевую роль сыграли дет-ские годы. С ранних лет они уже видели себя в небе, мечтали управлять самолетами, открывать для себя разные страны или покорять космиче-ские просторы.

«Космонавтом я никогда не мечтал быть, а вот пилотом – да», – смеется Евгений Юрьевич.

Он немногословен, говорит четко и по делу. «Мой рабочий день, – рассказывает Евгений Нешетаев, – начинается с офиса, у меня командная должность, что касается пилота, то по прибытии в аэропорт и получении необходимой документации он занимается подготовкой к вылету, прохождением медицинского контроля, принятием решения, подготовкой в штурманской комнате, далее отправляется на самолет для выполнения непосредственно рейса. Процесс подготовки к полету серьезный, мы подаем данные на заправку воздушного судна, даем его предельную за-грузку, то есть тот объем багажа, который мы в данном полете можем взять».

В настоящий момент Евгений Юрьевич работает командиром экипажа на самолете АТР 45-500 и регулярно летает в Игарку.

Евгений Юрьевич Нешетаев Фото Александра Нерозя.

 

«Скажите, – спрашиваю, – у вас бывает эффект «мимино», то есть желание расширить горизонты»?

«Нет, – отвечает Евгений Нешетаев, – этот эффект обычно бывает у молодежи, которой хочется управлять большими лайнерами, летать за границу. Большинство летчиков, которые уже много лет посвятили авиации, хочет спокойной жизни, работать в родном городе, утром уходить на работу – вечером приходить, проводить время с близкими. Мы в свое время управляли большими лайнерами и маленькими, и по заграницам вдоволь полетали. Кроме того, я летаю не только в Игарку. У нашей авиакомпании есть рейс Улан-Удэ–Чита, Кызыл–Новосибирск, обслуживаем и сель-ские местности – Ванавару, Байкит, Подкаменную Тунгуску, Туруханск, Хатангу, вот сейчас, например, возобновляем рейс в аэропорт Полярный, который находится в Якутии. В общем, география большая».

Работа в авиации – необычная и очень ответственная, привлекающая людей, которые действительно любят небо. Несмотря на автоматизацию многих бортовых систем и развитие самолетостроения, по-прежнему важна профессиональная работа пилотов. Сейчас обязательные качества пилота – это отличное здоровье, выдержка, знание на высшем уровне своего самолета, отработанные навыки по взлету, посадке и пилотированию воздушного судна в различных условиях. Для поддержания своего профессионализма пилоты много и постоянно учатся, ежегодно повышают квалификацию, отрабатывают действия в аварийных ситуациях. Поэтому, кроме романтики, которую представляют себе те, кто еще только мечтает покорить небесные просторы, есть еще и очень серьезная и строгая подготовка к ответственному делу. «Мы учимся, учимся и еще раз учимся, летчик прекращает учиться, когда уходит на пенсию», – говорит Евгений Нешетаев.

Если тысячи мальчишек по всему миру мечтают управлять самолетами, девушки идут в стюардессы. Красивые, вежливые, с белозубыми улыбками, всегда готовые прийти на помощь – настоящие небесные ангелы. Мужчины смотрят на них восхищенно, женщины немного завидуют.


Марина Зофман (на снимке) является действующим бортпроводником, возглавляет службу бортпроводников авиакомпании NordStar. В отличие от подруг детства о профессии стюардессы она не мечтала, но очень боялась быть обыкновенным человеком, неким «офисным планктоном», перекладывать бумажки с места на место, составлять документы и отчеты – в общем, заниматься рутиной. Этот страх стать такой, как все, и предрешил ее судьбу. Марину манило что-то необычное, возвышенное, хотелось приключений, думала о цирке и акробатике, а попала в авиацию. Впервые в качестве стюардессы полетела в Норильск, этот полет дал столько положительных эмоций, что именно тогда она решила раз и навсегда связать свою жизнь с небом. С тех пор прошло 15 лет.

«Профессия бортпроводника для меня всё, – рассказывает Марина Зофман, – это моя жизнь, это грусть и радость одновременно. Это разлука с близкими и приятные, теплые встречи после них. По первому образованию я филолог, закончила филологический факультет журналистики КГУ, это очень помогает мне в работе – умение общаться с людьми, отсутствие барьеров в общении. Я всегда говорю, что нужно либо искренне любить людей, либо в этой профессии делать нечего. Если ты любишь людей, настроен позитивно на общение с ними, готов понять, помочь, выслушать, стать их добрым проводником, то все получится. Этому я учу своих молодых коллег».

Бортпроводники не только обслуживают пассажиров во время полета, они проходят серьезную подготовку, могут оказывать медицинскую помощь, умеют вести себя в экстремальных ситуациях и способны владеть собой при любых обстоятельствах. Большое внимание уделяется внешнему виду, воспитанию и манерам. Если подумать, то подготовка бортпроводников сродни воспитанию джентльмена или леди, они умеют найти подход к каждому, даже самому впечатлительному пассажиру. Каждый полет – это маленькое приключение, один рейс не похож на другой, каждый день происходит что-то интересное, что-то новое.

«Помню, летели мы на Север с джазовым квартетом Игоря Бутмана, который давал концерт в Норильске, – рассказывает Марина, – потом погодные условия ухудшились, и пассажиры вместе с этим известным творческим коллективом четверо суток не могли вылететь назад, в Москву. За это время экипаж нашего самолета несколько раз пытался вылететь, и каждый раз погода не давала это сделать. Эти тяготы мы разделили вместе со всеми пассажирами рейса, в частности, интереснейшими, творческими, одухотворенными людьми из джазового квартета, которые были потрясены нашей реальностью. За это время мы практически сроднились, было тогда очень интересно, остались очень теплые, светлые воспоминания».

Маршруты в авиакомпании продиктованы сезонными особенностями, когда люди массово начинают выезжать на отдых, например, зимой люди любят улетать на курорты юго-восточной Азии, летом повышается спрос на рейсы в Сочи, Анапу, европейскую часть России. Направлений множество. Стабильно функционирующее направление – соединение Севера со всеми уголками России.

«Скажите, – спрашиваю, – а вам не страшно там, наверху, появляется мандраж перед взлетом?» «Нет, вы знаете, я совершенно лишена этого страха и свою уверенность, спокойствие стараюсь передать пассажирам. Попадаются люди, которые испытывают боязнь перед полетами. У меня есть два стопроцентно действенных способа. Первый – постараться вместе с пассажиром разложить его страх, успокоить, объяснить, что самолет по официальной статистике на протяжении долгих лет является самым безопасным видом транспорта. Второй способ – юмор, если пассажир впадает в панику, хватает бортпроводника за руку и начинает кричать: «Мы все умрем!», я всегда отвечаю, что на вечер у меня совершенно другие планы. Это всегда действует. Люди успокаиваются».

Пообщавшись с Мариной и Евгением, я хорошо поняла: чтобы связать свою жизнь с авиацией, нужно быть отъявленным романтиком, и, конечно же, любить небо, высоту и самолеты. Без этой любви сложно, не каждому под силу такой насыщенный график работы, ритм жизни. В небе они всегда мечтают о доме, а дома, наоборот, хотят вновь подняться выше облаков, туда, где всегда светит яркое солнце, где красивейшие закаты и рассветы.

 

 

А вертолеты?

Добраться зимой до Туруханска или Светлогорска можно только вертолетом, а чтобы попасть в Бор, нужно сделать пересадку в районном центре. Внутренние пассажирские перевозки осуществляются авиакомпанией «Турухан», раз в неделю вертолет курсирует над районом, пассажиров обычно много, о приобретении билетов нужно беспокоиться заранее, иначе придется ждать следующего рейса. «Турухан» – единственная авиакомпания, которую жители района считают «своей», она была создана в сентябре 2001 года на базе Туруханского авиапредприятия в процессе разделения перевозочной и аэропортовой деятельности бывшего объединенного авиаотряда. К своему современному виду авиакомпания пришла через множество преобразований, вбирая лучший профессиональный опыт и традиции от самых истоков.

Сегодня «Турухан» работает как внутри района, так и внутри края, стараясь расширить границы, идет активное взаимодействие с другими компаниями. Так, летом авиакомпания «Турухан» заменяла «Нордстар» по доставке жителей района до краевого центра, в это время основной перевозчик осуществлял рейсы по маршруту Красноярск–Норильск, пока из-за ремонта взлетно-посадочной полосы аэропорт северного города не мог принимать большие воздушные суда.

Виталий Магомедов, представитель авиакомпании «Турухан» в г. Игарка: «У нас компания начинала работу с вертолетной деятельности, после чего акционерами было принято решение совместить вертолетную деятельность и самолеты, поэтому на данный момент мы являемся очень конкурентоспособной авиакомпанией. Мы летаем и в Новом Уренгое, в Иркутске, Красноярске. Работа наша очень разнообразна, все зависит от контрактов и пожеланий заказчика. Мы готовы предоставить и вертолеты, и самолеты».

Сегодня авиакомпания «Турухан» располагает одиннадцатью вертолетами Ми-8 и двумя вертолетами улучшенной модификации и повышенной грузоподъемности Ми-8 МТВ, кроме того, 17-ю самолетами Ан-24, предназначенными для пассажирских перевозок. Кроме внутрирайонных авиаперевозок, компания осуществляет перелеты и по другим маршрутам. Но нас интересуют вертолеты, то звено, которое соединяет многочисленные населенные пункты района.

Компания входит в группу «ЮТ-эйр», эксплуатирует исключительно отечественную авиатехнику. Флот компании базируется более чем в десятке аэропортов России.

Штат сотрудников авиакомпании большой – 405 человек, около 80 осуществляют вертолетные перевозки. Один из них Данил Пилипенко, командир вертолета. Профессию выбрал не случайно, еще в детстве он заворожено смотрел на эти красивые воздушные суда, которые летали над небольшим поселком, именно тогда он решил, что в будущем обязательно свяжет свою жизнь с небом. Реализация детской мечты стала главной целью, после школы Данил поступил в Омский летно-технический колледж. В авиации уже 13 лет, из них почти 10 лет в авиакомпании «Турухан».

Первый день за штурвалом самолета или вертолета остается в памяти навсегда, он является самым важным и ответственным в жизни. Наш герой начинал работать в Якутии, там впервые и стал управлять воздушным судном, однако, заверяет Данил Пилипенко, каждый полет особенный, один не похож на другой, поэтому забыть о них невозможно.

«Мой первый полет, – вспоминает Данил Пилипенко, – выполнялся в марте, тогда стояли сильные морозы. Выполняли полеты на Геологов. Тогда я увидел горы. В первый раз увидеть горы с высоты полета – дорогого стоит»

Пилот гражданской авиации – это профессия не для тех, кто боится высоты и полетов. Опасная и ответственная, она привлекает людей, которые действительно любят небо. Обычный рабочий день у летного состава начинается с подготовки судна к полету.

Мало кто из жителей района не летал на вертолетах, все многочисленные территории так или иначе связаны с этим незаменимым видом транспорта. Каждый пассажир с любопытством смотрит в иллюминатор, любуясь красотой нашей родной земли, широкий Енисей, а как прекрасен Ванкор с высоты птичьего полета, словами не передать!

От всей души поздравляем всех, кто связан с гражданской авиацией, – игарчан, туруханцев, светлогорцев с профессиональным праздником. Желаем безоблачного неба, спокойной погоды, профессионального долголетия.

 

Обновлено ( 02.03.2018 11:26 )