Главная страница Телеканал "Игарка" Новости МТК "Игарка" Памяти первопроходцев северных авиалиний.

PostHeaderIcon Памяти первопроходцев северных авиалиний.

В этом году исполняется 80 лет со дня катастрофы самолета Григория Максимовича Чернявского, которая произошла 2 апреля 1936 года. Уже прошло много лет с тех пор, но игарчане помнят их – первопроходцев северных авиалиний, которые в таймырской тундре на боевом посту отдали свои жизни за освоение северных территорий. Именем полярного летчика М.Г. Чернявского названа одна из улиц в городе Игарке.

В районе устья реки Хатанги геологами были обнаружены залежи соли и каменного угля. Главное Управление Северного Морского Пути (ГУСМП) нуждалось в угле для буксировки судов, идущих Северным морским путем. Наш Дальний Восток еще в большей степени нуждался в соли для рыбных промыслов. В те годы соль приходилось возить на Камчатку с берегов Черного моря. ГУСМП обратилось в один из геологических институтов Ленинграда с просьбой оценить практические возможности их разработки, а в Ленинградский институт «Гипроводтранс» - с просьбой направить специалистов для выяснения возможности строительства морского порта в районе мыса Нордвик в бухте Кожевникова. Таким образом, собралась небольшая экспедиция в составе шести инженеров. Возглавил ее инженер из ГУСМП Пономарев. Сотрудники этой экспедиции должны были собраться в Дудинке. При перелете Красноярск-Дудинка участники экспедиции дважды останавливались на ночлег – в Курейке и в Игарке. Из Дудинки в район мыса Нордвика 2 апреля 1936 года на трех небольших самолетах «П-5» вылетела экспедиция в составе 6 инженеров. Ей предстояло принять решение о возможности строительства нового морского порта.

На самолете, пилотируемом Г.М. Чернявским и бортмехаником Д.И. Багряшовым, летели инженеры И.К. Федотов и П.А. Кабанов. Командирами двух других воздушных судов были Купчин и Попов. Самолет Купчина был ведущим, за ним следовали слева - Чернявский, справа - Попов. Шли на одной высоте. При попадании самолетов в сильный снежный заряд, ведущий самолет Купчина был отброшен на курс движения самолета Чернявского. Во избежание столкновения Чернявский отвернул влево, но при этом ему пришлось сделать губительно крутой поворот, и самолет вошел в «штопор» и врезался в лед. Пилот Г.М. Чернявский и инженер И.К. Федотов погибли на месте. Их тела были привезены в Игарку и 11 апреля 1936 года были похоронены в Игарке на самом «почетном» тогда месте – прямо у здания Городского Совета (дома Советов и Труда). На могиле установили памятник.

Валентина Петровна Остроумова, работавшая в то время в Игарке первым секретарем ГК ВКП(б) и одновременно начальником Игарского политотдела ГУСМП, приняла решение похоронить первопроходцев северных авиалиний в центре города, на площади Советов. Бортмеханик Д.И. Багряшов и инженер П.А. Кабанов были доставлены в Дудинку, их поместили в больницу. Д.И. Багряшов поправился и продолжал летать. Данные о дальнейшей жизни инженера П.А. Кабанова противоречивые. По одним данным он вскоре умер после катастрофы, по другим данным он стал инвалидом, но продолжал работать и жить в Ленинграде.

Что касается пилота Григория Максимовича Чернявского, он был высокого роста, стройный, с темными глазами. Он с 1925 года работал пилотом Красноярской группы полярной авиации ГУСМП, считался одним из лучших летчиков, в качестве второго пилота он стажировался у Бориса Григорьевича Чухновского и Василия Сергеевича Молокова, безотказно выполнял любое задание. Ранее, в 1933 году, он принимал участие вместе с полярным летчиком С.А. Леваневским в поисках погибшего полярного американского летчика А. Маттерна, а затем в вывозе тела Маттерна на Аляску в Северную Америку. На момент смерти Григорию Максимовичу Чернявскому исполнилось 29 лет.

Белое безмолвие бескрайних арктических пространств всегда действовало завораживающе на многие поколения путешественников. Но сейчас Арктика привлекает взгляды не только романтиков... Бескомпромиссная борьба в северном регионе показывает, что соперничество за арктические нефтегазовые ресурсы не просто докатилось до российских регионов, а вполне ощутимо "стучится в дверь". Об этом не стесняясь заявляют мировые высокопоставленные лица и "расслабляться" российской стороне просто непозволительно. Уже сейчас видно, что прекращение деятельности Управления Полярной авиации Северного морского пути было стратегической ошибкой, которая привела при переходе на рыночные отношения к плачевному состоянию и разрушению многих северных аэродромов, прекращению разработки авиационной техники для полетов в полярных условиях - и самое главное, потери традиций по воспитанию плеяды полярных летчиков, штурманов, бортмехаников и инженерно-технического состава, привычного к работе в условиях полярной ночи, лютых морозов и многодневной снежной пурги. Сами полярные лётчики - были особым сортом людей, бесконечно преданных как Арктике, так и своему делу. И это понятно - других Север не принимает. С их уходом, из жизни народов России постепенно уходит… полярная романтика.

Нина Борисовна Даниленко,

методист по музейно-образовательной деятельности,

МБУ «Музей вечной мерзлоты».

Обновлено ( 21.03.2016 17:22 )

Реклама