Главная страница Телеканал "Игарка" Новости МТК "Игарка" Вопрос противодействия коррупции – один из вечных вопросов организации государства

PostHeaderIcon Вопрос противодействия коррупции – один из вечных вопросов организации государства

Коррупция в той или иной степени характерна для любого государства независимо от его политической системы и уровня развития общества.

Коррупция как общественное явление существовала еще в незапамятные времена в виде наиболее непозволительных и одновременно наиболее распространенных форм поведения людей, которые нарушали порядок управления общественными отношениями, находясь на государственных, административных или общественных должностях.

Для борьбы с коррупцией и осуществления различных антикоррупционных мероприятий важным является точное определение понятия «коррупция».

На сегодняшний день четкое определение понятия «коррупция» дается Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который является основным нормативным документом, закрепившим основные принципы и регулирующим правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Статьей 1 указанного Федерального закона коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеперечисленных действий от имени или в интересах юридического лица.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию.

Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, её порождающих, образован Совет по противодействию коррупции, который является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, этим же Указом утверждён состав Совета и его президиума.

Основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции составляют: Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226; Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона о противодействии коррупции»; Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 «Об утверждении методиче-ских рекомендаций по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; ряд других Указов Президента Российской Федерации расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, а также иные федеральные и ведомственные нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции.

Достаточно эффективной и простой мерой является обязательное предоставление чиновниками, федеральными государственными служащими и др., сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Декларации о доходах находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе. В обществе всегда есть граждане, которые уважительно относятся к закону и действующему правопорядку, избегают коррупции и стремятся соблюдать все предписанные нормы закона. Но если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или иной выгоды – он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или дает ее – ничего не нарушает, и, напротив, во всем виноваты те, кому взятки дают.

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы как за получение взятки, так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, получающее взятку, но и лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Уголовным законом к коррупционным деяниям отнесены следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее – УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция».

В заключение следует отметить, что каждый россиянин может и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

С. Кузьмина,

помощник председателя

Игарского городского суда.

Реклама