Главная страница Телеканал "Игарка" Новости МТК "Игарка" Первопроходцы северных авиалиний

PostHeaderIcon Первопроходцы северных авиалиний

В этом году исполняется 80 лет со дня гибели Григория Максимовича Чернявского в результате катастрофы, произошедшей 2 апреля 1936 года. Уже прошло много лет с тех пор, но игарчане помнят их – первопроходцев северных авиалиний, которые в таймырской тундре на боевом посту отдали свои жизни за освоение северных территорий. Именем полярного летчика М. Г. Чернявского названа одна из улиц в Игарке.

В районе устья реки Хатанги геологами были обнаружены залежи соли и каменного угля. Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) нуждалось в угле для буксировки судов, идущих Северным морским путем. Наш Дальний Восток в еще большей степени нуждался в соли для рыбных промыслов. В те годы соль приходилось возить на Камчатку с берегов Черного моря. ГУСМП обратилось в один из геологических институтов Ленинграда с просьбой оценить практические возможности их разработки, а в ленинградский институт «Гипроводтранс» – с просьбой направить специалистов для выяснения возможности строительства морского порта в районе мыса Нордвик в бухте Кожевникова. Таким образом, собралась небольшая экспедиция в составе шести инженеров. Возглавил ее инженер из ГУСМП Пономарев. Сотрудники этой экспедиции должны были собраться в Дудинке. При перелете Красноярск–Дудинка участники экспедиции дважды останавливались на ночлег – в Курейке и в Игарке. Из Дудинки в район мыса Нордвик экспедиция в составе шести инженеров вылетела 2 апреля 1936 года на трех небольших самолетах «П-5». Ей предстояло принять решение о возможности строительства нового морского порта.

На самолете, пилотируемом Г. М. Чернявским и бортмехаником Д. И. Багряшовым, летели инженеры И. К. Федотов и П. А. Кабанов. Командирами двух других воздушных судов были Купчин и Попов. Самолет Купчина был ведущим, слева за ним следовал самолет Чернявского, справа – Попова. Шли на одной высоте. Сильный снежный заряд, в который они попали, отбросил самолет Купчина на курс движения самолета Чернявского. Во избежание столкновения Чернявский отвернул влево, но при этом ему пришлось сделать губительно крутой поворот, самолет вошел в «штопор» и врезался в лед. Пилот Г. М. Чернявский и инженер И. К. Федотов погибли на месте. Их тела были привезены в Игарку и 11 апреля 1936 года похоронены в Игарке на самом почетном тогда месте – прямо у здания городского Совета (дома Советов и труда). На могиле установили памятник.

Валентина Петровна Остроумова, работавшая в то время в Игарке первым секретарем ГК ВКП(б) и одновременно начальником Игарского политотдела ГУСМП, приняла решение похоронить первопроходцев северных авиалиний в центре города, на площади Советов. Бортмеханик Д. И. Багряшов и инженер П. А. Кабанов были доставлены в больницу г. Дудинки. Д. И. Багряшов поправился и продолжал летать. Данные о дальнейшей жизни инженера П. А. Кабанова противоречивые. По одним данным он вскоре после катастрофы умер, по другим – стал инвалидом, но продолжал работать и жить в Ленинграде.

Григорий Максимович Чернявский, высокий, стройный красавец с темными глазами, работал пилотом Красноярской группы полярной авиации ГУСМП с 1925 года, считался одним из лучших летчиков. В качестве второго пилота он стажировался у Бориса Григорьевича Чухновского и Василия Сергеевича Молокова, безотказно выполнял любое задание. В 1933 году, он вместе с полярным летчиком С. А. Леваневским принимал участие в поисках погибшего американского полярного летчика А. Маттерна, а затем в вывозе тела Маттерна на Аляску в Северную Америку. На момент смерти Григорию Максимовичу Чернявскому исполнилось всего 29 лет.

Белое безмолвие бескрайних арктических пространств всегда действовало завораживающе на путешественников. Но сейчас Арктика привлекает взгляды не только романтиков...

Бескомпромиссная борьба в северном регионе показывает, что соперничество за арктические нефтегазовые ресурсы не просто докатилось до российских регионов, а вполне ощутимо «стучится в дверь». Об этом, не стесняясь, заявляют мировые высокопоставленные лица и «расслабляться» российской стороне просто непозволительно. Уже сейчас видно, что прекращение деятельности Управления полярной авиации Северного морского пути было стратегической ошибкой, которая при переходе на рыночные отношения привела к плачевному состоянию и разрушению многих северных аэродромов, прекращению разработок авиационной техники для полетов в полярных условиях, и, самое главное, потере традиций по воспитанию полярных летчиков, штурманов, бортмехаников и инженерно-технического состава, привычного к работе в условиях полярной ночи, лютых морозов и многодневной снежной пурги. Сами полярные лётчики были людьми особого склада, бесконечно преданные и Арктике, и своему делу. И это понятно – других Север не принимает.

Н. Даниленко,

методист по музейно-

образовательной деятельности МБУ «Музей вечной

мерзлоты».

Реклама