Главная страница Телеканал "Игарка" Новости МТК "Игарка" Разговор с прокурором города Н.Н. Кононовым, его заместителем М. В. Шульгиным и помощником прокурора Р. С. Оленюком.

PostHeaderIcon Разговор с прокурором города Н.Н. Кононовым, его заместителем М. В. Шульгиным и помощником прокурора Р. С. Оленюком.

На эти темы наш разговор с прокурором города Н.Н. Кононовым, его заместителем М. В. Шульгиным и помощником прокурора Р. С. Оленюком.

– Николай Николаевич, давайте подведем итоги 2016 года. Какие мероприятия прокуратурой проводились и каков их итог?

– В 2016 году прокуратурой Игарки выявлено более 700 нарушений закона, в связи с этим должностным лицам внесено 116 представлений по результатам рассмотрения, 103 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, к административной – 37. На незаконные правовые акты принесено 53 протеста, по результатам рассмотрения которых 50 нормативно-правовых актов приведено в соответствие с требованием действующего законодательства. В сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено более 500 нарушений закона, в сфере экономики и охраны природы – более 100. В сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних было выявлено более 130 нарушений, большая часть которых выявлена в образовательных учреждениях. Это связано с безопасными условиями обучения – наличием пожарной охранной сигнализации и фактической ее работоспособностью, наличием ограждений на территории дошкольных и школьных учреждений. Также прошли проверки по соблюдению трудового законодательства, в этой сфере тоже были выявлены нарушения, связанные с трудовой деятельностью подростков, которые работали летом в трудовых отрядах старшеклассников. По результатам проверок приняты меры реагирования и 4 должностных лица привлечено к административной ответственности, которым предстоит выплатить штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей.

– Увеличился ли за последние годы объем работы городской прокуратуры?

– Чтобы определить объем проделанной работы, мы ежегодно проводим анализ, который позволяет сделать некоторые выводы. В целом, работы у органов прокуратуры хватает, что же касается ее объемов, то они только увеличиваются. Это связанно с количеством обращений граждан, общим документооборотом по ведомственному и государственному статистическому учету. Более широкий спектр возлагается на органы прокуратуры при проведении общих надзорных проверок, что и создает больший объем работ в течение определенного времени.

– Зачастую прокуратура является последней инстанцией, где граждане ищут поддержку. С какими проблемами обращаются игарчане, как их можно решить?

– За истекший период 2016 года в прокуратуру Игарки поступило более 250 обращений от граждан на нарушения действующего законодательства. В этой сфере удовлетворено 65 обращений, выявлено 73 нарушения действующего законодательства, в связи с чем было внесено 12 представлений об устранении нарушений и направлено 50 исков в защиту трудовых прав граждан, которые уже рассмотрены и удовлетворены в полном объеме. Основную долю обращений граждан в прокуратуру составляют жалобы на нарушение трудового законодательства, их поступило более 104, поступило 15 обращений, связанных с жилищным законодательством, 3 из них удовлетворено, по иным вопросам поступило более 30 обращений, 7 из которых удовлетворены, т.е. каждое 4 обращение в прокуратуре города удовлетворяется. Один из основных примеров, который я хотел бы привести, имеет высокий резонанс. Это обращение граждан с. Курейка на ненадлежащее водоснабжение со стороны администрации Туруханского района, которое рассматривалось в 4 квартале 2016 года по факту банкротства ООО «Туруханскэнерго». Работники данного учреждения трудились на водозаборном сооружении, в дальнейшем они были уволены и вопрос об их трудоустройстве в новую организацию, которая приняла имущество обанкротившегося предприятия, оказался не решенным. Поэтому граждане в течение октября фактически эксплуатировали данное водозаборное сооружение самостоятельно. В данном случае были приняты меры прокурорского реагирования, внесено представление главе Туруханского района, по результатам рассмотрения которого вновь созданное предприятие приняло на работу ранее уволенных работников. В настоящий момент водоснабжение в с. Курейка осуществляется в надлежащем порядке.

– Николай Николаевич, в вашей работе имеется еще одна надзорная территория – Светлогорск. Как там осуществляется ваша работа?

– Поселок Светлогорск от нас находится на определенном расстоянии. Транспортная доступность осуществляется только вертолетным сообщением. Мне удалось в 2016 году вылететь на данную территорию только один раз, я провел ряд проверок во всех дошкольных и образовательных учреждениях, в торговых точках, а также в администрации поселка, где были выявлены нарушения. Нарушения были и в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности у хозяйствующего субъекта, который занимался розничной куплей-продажей товаров хозяйственного и бытового назначения. По данному факту тоже приняты меры прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к ответственности.

– Максим Владимирович, вы ежеквартально проводите проверки соблюдения Закона «О защите прав потребителей». Расскажите об этой деятельности.

– Сегодня многие органы государственного контроля имеют право на проверку торговых точек, прокуратура в этом числе. В ходе проверок особое внимание уделяется максимальной наценке на товар и реализации просроченной продукции, здесь нам приходится руководствоваться сразу двумя Законами «О защите прав потребителей» и «О качестве предъявляемых продуктов», также при определении торговых надбавок руководствуемся постановлением администрации Красноярского края 281-п от 2003 года. В данном постановлении определено, что надбавка на территории, в данном случае в муниципальном образовании г. Игарка, не должна превышать 50% с учетом сроков хранения. Прокуратурой проверялись различные торговые точки, где были выявлены различные нарушения, если это была просроченная продукция, то она сразу изымалась из товарооборота. Также фиксировались нарушения в части торговых надбавок, материалы по ним направлялись в службу контроля Красноярского края, где по результатам актов прокурорского реагирования 6 должностных лиц были привлечены к административной ответственности. С учетом актуальности данного вопроса в нынешнем году проверки продолжатся.

– Максим Владимирович, сколько за год прошло подобных проверок и как часто они проходят на территории нашего города?

– Подобные проверки по торговым точкам осуществляются ежеквартально, особенно мы стараемся уделить внимание проверкам в тот момент, когда в городе нет зимников. Это связано с тем, что в данный период в торговых точках могут находиться просроченные продукты питания. Поэтому в момент прохождения проверок мы стараемся охватить все виды продукции. Что касается ценообразования, то в первую очередь уделяется внимание продуктам первой необходимости, которые обозначены в перечне Постановления Красноярского края.

– Роман Сергеевич, отмечались ли в течение года нарушения трудового законодательства?

– В 2016 году прокуратурой города выявлено 115 нарушений трудового законодательства. По выявленным нарушениям опротестовано 5 незаконных правовых актов, все протесты рассмотрены и удовлетворены. Также в интересах граждан в суды направлено 50 заявлений о взыскании невыплаченной заработной платы. В организации внесено 12 представлений об устранении нарушений трудового законодательства, в отношении виновных должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 КоАП. По результатам рассмотрения данных дел государственной инспекцией труда Красноярского края виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. Что касается характера выявленных нарушений, здесь, как и прежде, подавляющее число выявлено в сфере оплаты труда, выявлялись и такие факты как несвоевременная выплата заработной платы, а также несвоевременные выплаты при увольнении работников. Опротестовывались локальные акты в основном в сфере оплаты труда, например, положением об оплате труда в одной организации города было предусмотрено, что заработная плата работникам выплачивается один раз в месяц, в то время как ст. 136 Трудового Кодекса РФ установлено, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Можно рассмотреть еще один пример – приказом другого работодателя были неверно установлены сроки выплаты заработной платы с учетом положения ст.136 ТКРФ. Помимо этого приказом руководителя одного предприятия города работник был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за отсутствие на рабочем месте. День отсутствия признан прогулом и не был включен в рабочий табель, мало того еще и не оплачен. В ходе проведенной проверки выявлено, что фактически работник отсутствовал в течение 4 часов на рабочем месте, но после обеденного времени осуществлял свою трудовую деятельность. Соответственно, это время подлежало оплате, кроме того, примененная формулировка «прогул» так же была указана незаконно, поскольку в соответствии со ст. 81 ТК РФ прогулом понимается отсутствие работника на рабочем месте в течение всего рабочего дня независимо от его продолжительности, либо более 4 часов подряд. В данном случае выявлено, что работник отсутствовал ровно 4 часа, соответственно, это не может являться прогулом. По принятым мерам реагирования нарушения устранены, заработную плату за отработанное время доначислили.

– Роман Сергеевич, какие произошли изменения в трудовом законодательстве?

– Хотелось бы довести до игарчан ряд изменений, произошедших в действующем трудовом законодательстве. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 272 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», вступившем в силу 3 октября 2016 года в ТК РФ внесены изменения в ч. 6 ст. 136, предусматривающие, что заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Данная статья дополнена указанием на то, что конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка – коллективным или трудовым договором – не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начисляется. Это значит, что заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 либо 31 число текущего месяца, а заработная плата за вторую половину месяца, соответственно должна быть выплачена с 1 по 15 число следующего месяца. Также внесены изменения в ст. 236 ТК РФ, предусматривающие материальную ответственность работодателя за нарушения сроков выплаты заработной платы. Так, материальная ответственность работодателя была повышена в два раза по сравнению с ранее действующей нормой. В настоящее время за каждый день просрочки работодатель должен произвести выплату денежной компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации. Раньше такая доля была равна 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также дополнена ч.2 ст. 392 ТК РФ, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора, в частности невыплаты или не полной выплаты заработной платы и иных трудовых выплат, работники вправе обратиться в суд в течение года со дня установленного срока данных выплат, ранее такой срок составлял всего три месяца. Особо хочу обратить внимание на то, что 23 декабря 2016 года заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае, в соответствии с которым с 1 января текущего года на территории Туруханского района минимальная заработная плата составляет 20991 рубль.

– Николай Николаевич, недавно в городской газете «Игарские новости» была опубликована статья об общественных помощниках прокурора. Давайте подробно остановимся на этом. Расскажите, кто может быть общественным помощником, каким образом будет осуществляться их деятельность, и каковы их полномочия?

– Сам по себе институт общественных помощников прокурора был введен в 2012 году распорядительным документом прокуратуры Красноярского края для оказания помощи прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов, а также для изучения личных и профессиональных качеств будущих кандидатов на замещения должности помощников прокурора. Общественными помощниками прокурора могут быть лица, имеющие российское гражданство, а также лица, достигшие 18 лет и имеющие юридическое образование, либо являющиеся студентами старших курсов юридического факультета высшего профессионального образования с государственной аккредитацией. Общественный помощник прокурора является внештатным работником органов прокуратуры и осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. на бесплатной основе и по собственному желанию. Общественный помощник обязан в своей деятельности строго руководствоваться положением об общественных помощниках, а также указаниями и поручениями прокурора в соответствии с законодательством РФ, приказами и указаниями генерального прокурора Российской Федерации, а также прокурора Красноярского края. Хочется сразу отметить, что общественный помощник прокурора самостоятельно осуществлять прокурорский надзор от лица органов прокуратуры права не имеет. Общественный помощник, положительно зарекомендовавший себя и желающий в дальнейшем поступить на службу в органы прокуратуры, может быть зачислен в кадровый резерв. Общественный помощник может принимать участие в общих надзорных проверках с целью повышения своего опыта, в том числе осуществлять по поручению прокурора ежедневную работу, которая относится к текущей деятельности. Например, работать и с документами, но только с такими, которые не составляют государственной либо иной тайны. Помимо этого он может помогать прокурору по каким-либо отдельным поручениям, которые соответствуют требованиям действующего законодательства.

В должности прокурора города вы работаете чуть более года. Что для себя отметили, какие сделали выводы?

– Могу сразу сказать одно, что само усложнение обстановки на территории муниципального образования г. Игарка прежде всего связано с территориальной отдаленностью от краевого центра. Из-за этого в первую очередь, как мы уже говорили ранее, происходит превышение торговых надбавок, появляется просроченный товар. Опять же по этой причине слабо развито социальное и медицинское обслуживание населения, потому как специалистов здравоохранения в городе не хватает и гражданам, чтобы получить качественную медицинскую помощь, необходимо обращаться в красноярские клинические больницы. Также территориальное отдаление влияет на подготовку к отопительному сезону. Здесь можно отметить сложности с завозом сырья и топлива в навигационный период, имеются сложности и в соблюдении сроков при выполнении ремонтных работ.

– Николай Николаевич, какие планы на этот год?

- В текущем году рабочие планы органов прокуратуры остаются такими же, как и в прошедшем. Это надзор за исполнением законов на территории муниципальных образований г. Игарка, п. Светлогорск, а также с. Курейка. Помимо этого мы продолжим работу по надзору за соблюдением прав и свобод граждан?

– Зачастую граждане просто не знают, куда им обращаться со своими проблемами, что вы посоветуете?

Если в отношении гражданина совершено преступление либо административное правонарушение, то он незамедлительно должен обратиться с заявлением либо сообщением в правоохранительные органы, которые в дальнейшем проведут процессуальную проверку и примут соответствующие решения. Если в отношении человека совершено административное правонарушение, попадающее под юрисдикцию органов прокуратуры, например, один гражданин оскорбил другого, унизил его честь и достоинство, то в этом случае гражданин вправе обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры. Обязательно будет проведена проверка и при наличии оснований вынесено постановление о возбуждении административного производства по ст. 5.61 КоАП, материалы проверки для привлечения лица к установленной ответственности будут направлены в судебный участок № 32 в г. Игарка. Если же гражданин столкнулся с нарушением его прав и свобод в сфере социального обеспечения, либо нарушены его трудовые права, то он вправе обратиться в вышестоящие органы социального обслуживания, например, в Управление социальной защиты Туруханского района. Если, по мнению гражданина, и там не была принята соответствующая мера, то он уже может обратиться в Министерство социальной защиты. Что касается трудового права, то человек может обратиться в Государственную инспекцию труда с письменным обращением, ему необходимо будет доказать факт нарушенного права, в дальнейшем по его обращению будет проведена проверка. По данному факту гражданин имеет право обратиться и в органы прокуратуры, потому как на нас возложен надзор за исполнением трудового законодательства. Можно написать обращение или прийти на личный прием, который проводится мною еженедельно: в понедельник в течение всего рабочего дня с 9.00 до 18.00 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.

– Уважаемые гости, спасибо за беседу, до новых встреч.

Реклама