Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»» (документ вступил в силу 01.12.2012).
Данным Распоряжением утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Целями «дорожной карты» являются:
- формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости;
- сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав до 5 и 7 дней соответственно;
- создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг;
- минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;
- повышение эффективности деятельности государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия;
- создание механизмов возмещения ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у заявителей;
- повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг.
Предполагается, что меры, предусмотренные «дорожной картой», позволят существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объединения в Единый государственный реестр недвижимости.
По мнению разработчиков, мероприятия «дорожной карты» создадут условия для проведения реформы налоговой системы, позволят снизить риски предпринимателей и граждан, а также повысить устойчивость рынка недвижимости в целом.

Приказ Минэкономразвития России от 22.12.2012 № 810 «О приоритетном проекте Министерства экономического развития Российской Федерации «Повышение качества услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество» (в настоящее время не опубликован).
Определено, что план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество» является приоритетным проектом Минэкономразвития России.
Данным приказом утверждены паспорт проекта «Повышения качества услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество», укрупненный перечень ключевых событий проекта «Повышение качества услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество» и сетевой план – график реализации данного проекта.

Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (указанные ниже положения вступили в силу 30.07.2012).
Данным законом сокращен общий срок государственной регистрации прав до 20 календарных дней, а срок, в течение которого органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации, обязаны предоставлять такие сведения правообладателям и органу, осуществляющему государственную регистрацию прав – до 5 дней с даты обращения (ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Федеральный закон от 16.10.2012 № 170-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (вступил в силу 16.10.2012).
Данный закон направлен на защиту прав граждан на приватизацию жилого помещения, в котором они не проживают, но не утратили права пользования им.
Законом изменены формулировки части первой статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Установлено, в частности, что приобретать в собственность жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде могут граждане РФ, «имеющие право пользования» данными помещениями, а не «занимающие» их, как это было предусмотрено ранее.
При этом согласие на приватизацию должны будут давать «все имеющие право на приватизацию данных жилых помещений» совершеннолетние лица и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Таким образом, исключается необходимость получения согласия граждан, имеющих право пользования данным жилым помещением, но не имеющих права на его приватизацию.

Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступает в силу, за исключение отдельных положений, 01.03.2013).
Данным законом, глава 1 части первой Гражданского кодекса РФ дополнена ст. 8.1. «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество».
В абз. 2 п. 1. ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ введен новый принцип государственной регистрации: принцип проверки законности оснований регистрации, наряду с принципами публичности и достоверности, согласно которым любое добросовестное лицо может полагаться на запись, сделанную в реестре.
Впервые специально подчеркнуто, что есть два вида оснований возникновения прав - по сделке (в п. 3 ст. 8.1. закреплено, что если права возникают в силу сделки, они признаются возникшими не ранее, чем будет внесена соответствующая запись в реестр) и на основании закона. В связи с этим в п. 4 ст. 8.1. специально оговорено, что если права возникают, изменяются или прекращаются в силу обстоятельств, указанных в законе (например, в результате универсального правопреемства при наследовании или реорганизации юридического лица, гибели объекта), то правовые последствия, указанные в законе, возникают независимо от факта государственной регистрации, и лицо, для которого наступают такие правовые последствия, вправе подать заявление о государственной регистрации.
Помимо этого Гражданским кодексом РФ определяется компетенция регистрирующего органа.
Так, устанавливается, что регистрирующий орган:
- проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением;
- законность оснований регистрации;
- иные предусмотренные законом обстоятельства и документы.
Вместе с тем специально в абз. 2 п. 5 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ оговорено, что если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки орган, осуществляющий государственную регистрацию, вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Таким образом, предполагается создать систему, при которой регистрирующий орган может провести проверку нотариально удостоверенной сделки и отказать в регистрации, только в случаях, установленных законом.
Кроме того, закреплена конструкция отметки в реестре о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее. Такая отметка может быть сделана по заявлению только того лица, которое ранее было указано в реестре в качестве правообладателя.
Предполагается, что это будет способствовать защите от противоправного присвоения чужой собственности и одновременно не предоставит слишком широкую возможность отражения в реестре возражений неопределенного круга лиц. Защита остальных лиц может осуществляться посредством внесения в реестр записи о возникшем судебном споре с их участием (абз. 3 п. 7 ст. 8.1.).
Также, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закреплено, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом в ст.ст. 558, 560, 574, 584, 609, 651, 658 Гражданского кодекса РФ не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. после 01.03.2013).