В последнее время у населения возникает множество вопросов к работе коммунального хозяйства. Одно только создание «Энергопромхолдинга» заставило граждан волноваться. Что это за холдинг и для чего он нужен? Вопросы задавали, только ответов на них не было. Переведенные на новое предприятие работники стали обращаться к депутатам, чтобы те объяснили причину столь кардинальных изменений. Депутаты в свою очередь направили запрос к руководству «Энергопрома», в котором просили дать пояснения о сложившейся ситуации. Запрос остался без ответа. После вмешательства Правительства Красноярского края кадры были возвращены на прежнее место работы, социальные гарантии сохранены. Несмотря на вроде решенную проблему, немой вопрос так и повис в воздухе, что это было? Для чего нужен был «Энергопромхолдинг», почему многомиллионное муниципальное имущество, переданное в свое время администрацией города «Энергопрому», пытались перевести в холдинг?

«Депутатам необходимо знать, эффективно ли используется муниципальное имущество и какие мероприятия проводятся «Энергопромом» для его поддержания в рабочем состоянии, ведь это имущество напрямую связано с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению. Какие меры принимаются «Энергопромом» для снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг?», – задала вопрос депутат городского Совета Галина Гробовая.

Деятельность ЖКХ является социально значимой для Игарки, даже представить страшно, что будет, если в работе «Энергопрома» что-то пойдет не так, именно поэтому городские депутаты уделяют большое внимание жилищно-коммунальному хозяйству. Чтобы понимать реальное положение дел в отрасли городского ЖКХ, в депутатском корпусе впервые состоялись слушания, где обсуждались проблемы «Энергопрома» и технологически связанных с ним предприятий. На слушаниях, кроме самих народных избранников, присутствовали представители администрации, руководства «Энергопрома», а также неравнодушные игарчане.

История городского коммунального хозяйства богатая. После закрытия ПОГХ, довольно стабильной организации, работали в Игарке «Жилищно-эксплуатационный комбинат» и «Водоканал», а с 1 ноября 2008 года на базе обанкротившегося предприятия «Игарские объединенные сети» к работе приступило ОАО «Энергопром» с дочерними предприятиями «Водоканал» и УК «МЭК».

За годы работы был проведен большой объем работ, только текущий ремонт паровых котлов в центральной отопительной котельной был проведен 23 раза. Если проанализировать статистику обращений в аварийно-диспетчерскую службу, то в 2009 году в первом и втором микрорайонах аварийные ситуации на трассах водоснабжения возникали 19 раз, в 2010 – 24 раза, в 2016 году зафиксировано всего 2 аварии, в этом году – ни одной. На начало 2009 года износ тепловых сетей составлял 77 процентов, на сегодня – 11 процентов. Хороший показатель. Выполнение мероприятий по текущим и капитальным ремонтам осуществляется не только за счет тарифов, да и особого эффекта от этого бы не было, для этих целей привлекаются краевые и районные средства. Так, например, в прошлом году удалось доказать министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства необходимость проведения капитального ремонта здания ЦОК, после чего при поддержке главы Туруханского района О. И. Шереметьева Игарке были выделены целевые средства в размере 25 миллионов рублей на проведение противоаварийных мероприятий на ЦОК. На сегодня состоялось очередное обследование отремонтированной части здания, по результатам экспертизы практически все строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии, срок будущей эксплуатации составляет 11 с половиной лет. Около 12 миллионов краевых денег в прошлом году было направлено на восстановление трансформаторной подстанции, снабжающей «Кессон».

Но что же «Кессон»? Долгожданный объект запустил в тестовую эксплуатацию лично губернатор края, это событие широко освещалось местными и краевыми СМИ, игарчане вздохнули спокойно, холодная вода из кранов пошла чистая, по цвету мало чем отличалась от той, что мы берем в магазине. Но прошло время, и вода вновь приобрела желтоватый оттенок, все, как раньше, до начала работы «Кессона». «К сожалению, в первое время мы не можем обеспечить жителям подачу воды надлежащего качества по простой причине – на протяжении многих десятилетий в системах водоснабжения как городских, так и внутридомовых накапливались отложения при использовании некачественной воды», – объяснил депутатам генеральный директор ООО «Энергопром» Евгений Никитин. Эта проблема постепенно решается – во внутридомовые системы коммунальщики устанавливают так называемые грязевики, дополнительно промывают систему горячего и холодного водоснабжения. «Если к весне после активной промывки систем мы получим чистую воду – будет очень хорошо», – заявил Евгений Никитин. Здесь вздохнем и морально успокоимся – несколько десятилетий ждали, несколько месяцев не подождем? Зато, несмотря на запуск «Кессона», плату с граждан за водоснабжение пока брать не будут.

Сегодня «Кессон» обслуживает Государственное предприятие «Центр развития коммунального комплекса» Красноярска, так как именно эта компания была основным заказчиком строительства. Раз сами заказывали и контролировали строительные работы, то в период тестовой эксплуатации должны и за работой объекта следить – такого мнения придерживается краевое правительство. Штат сотрудников на «Кессоне» уже сформирован на 99 процентов. Технологические решения, заложенные в работу станции, обеспечивают возможность подачи воды в город через многопрофильную отчистку до 4200 кубометров. Для определения качества подаваемой воды создана лаборатория, которая позволяет проводить анализ по всем существующим показателям, в том числе – вкус, запах, цветность. Несмотря на ввод объекта в тестовую эксплуатацию, среди населения активно обсуждается вопрос о его неготовности к работе. За месяц работы на объекте произошло 4 нештатных ситуации. «Действительно, – рассказывает Евгений Никитин, – была остановка главных насосов для определения опытным путем объема воды в резервуарах для поддерживания постоянной работы насосов. Была остановка станции водоочистных сооружений – из-за некачественной сборки электрощита. Проблема была устранена самостоятельно. Хочу подчеркнуть, что все нештатные ситуации не носили такого экстренного характера, который зимой привел бы к чрезвычайным ситуациям, более того, хорошо, что эти ситуации возникли сейчас, до наступления холодов, когда была возможность оперативно устранить все недоработки, докупить необходимые материалы. Сегодня есть проблемы с узлом нагрева, он был завезен в Игарку три года назад, все это время стоял без работы, но в рамках гарантийных обязательств фирма-поставщик все выявленные проблемы устранит».

Тестовая эксплуатация «Кессона» продлится до лета следующего года, когда будут понятны и исправлены все возможные проблемы. Раз «Кессон» работает, вода в город подается, то и смысл в обслуживании первого водоподъема отпадает, он будет закрыт до конца октября. Его бы закрыли раньше, но изначально на «Кессоне» не предусмотрена дополнительная ветка на городскую подстанцию АО «НТЭК», сейчас ее питание водой осуществляется первым водоподъемом, после того, как ветка от «Кессона» до НТЭК будет сдана в эксплуатацию, необходимости в работе первого водоподъема не будет. В следующем году планируется вывод из работы и второго водоподъема. Этот вопрос вызвал опасения присутствующих на слушаниях игарчан.

Кирилл Новопашин: «Вы извините, но водоснабжение города – это важнейшая составляющая. Это новый объект, у нового объекта зимой могут возникнуть проблемы в части эксплуатации, может случиться все. А это вода. Нельзя продлить работу водоподъема Гравийки до конца тестовой эксплуатации «Кессона», чтобы в любой момент можно было подключить город на старую систему водоподачи? Вы риски просчитывали?»

Евгений Никитин: «Риски просчитаны, они доложены министерству строительства и ЖКХ края, Правительству Красноярского края, есть четкая позиция правительства – первый водоподъем должен быть выведен из эксплуатации. Чтобы избежать возможных рисков, обслуживание «Кессона» в ЦРКК и передали».

Что касается работы с населением, руководство управляющей компании планирует активней взаимодействовать с гражданами Сейчас составляется график проведения собраний с жителями многоквартирных домов, где будет представлен подробный отчет о деятельности УК «МЭК», а также максимально разложен тариф за содержание и ремонт жилого помещения.

О причине возникновения задолженности коммунального хозяйства в бюджеты всех уровней тоже шла речь. Влияют на финансовую составляющую городской коммуналки несколько факторов – платежи населения, а долги граждан за ЖКУ на сегодня составляют около 82 миллионов рублей; отсутствие платежей за услуги по водоснабжению, по сути, работа ведется, а деньги за нее коммунальщики не получают. Только за 2016 год «Водоканал» недополучил почти 89 миллионов, за десять месяцев 2017 года сумма убытков составила 63,2 миллиона рублей. Справедливости ради стоит отметить, что сумма недополученной в 2016 году прибыли коммунальщикам вернется, это уже согласовано с профильным министерством и с министерством финансов Красноярского края. Как только средства поступят, руководство «Энергопрома» в первую очередь планирует погасить задолженность перед АО «НТЭК». Третий фактор связан с тарифным регулированием. Тариф на услуги водоснабжения с 2016 по 2018 годы был утвержден еще в 2015 году, а объемы реализации услуг, которые непосредственно влияют на размер тарифа, учитывались в 2012–2014 годах, в итоге получилось, что тот объем услуг, который учитывался при расчете тарифа на 2016–2018 годы, оказался завышенным, так как он был сформирован на показателях предыдущего трехлетнего периода. В итоге программу по поставке потребителям воды коммунальщики исполнить не смогли. В связи с неисполнением производственных показателей в 2016 году возник убыток в размере 55 миллионов, в 2017 году сумма недополучения составила 61 миллион рублей. Причины просты – миграция населения, город уменьшается, соответственно снижается и объем потребления коммунальных услуг, ликвидируются организации. Ситуация доведена до сведения министерства строительства и ЖКХ края, есть и предварительное согласие администрации района о компенсации убытков за 2016 год, ситуация по 2017 году будет решаться отдельно.

Естественно, депутатов заинтересовал вопрос, как руководство «Энергопрома» работает с должниками, ведь в большинстве своем добросовестными плательщиками являются пенсионеры с низким уровнем дохода, а люди, которые ежемесячно получают заработную плату, предпочитают оценивать ЖКУ как должное и оплачивать их не спешат.

– У нас на сегодня заключен договор с юридическими организациями Красноярска, которые в отношении всех должников на территории Игарки до конца года подадут исковые требования, – отвечает на вопрос депутатов Евгений Никитин.

Вопрос дальнейшего использования объектов тепло- и водоснабжения стоит как никогда остро. В связи с Федеральным законом № 115 «О концессионных соглашениях» городской администрации необходимо передать объекты муниципальной собственности в так называемую концессию, в этот перечень входят и объекты ЖКХ. Это не значит, что объекты муниципальной собственности после оформления занимаемой ими земли и постановки на учет в кадастр будут выставлены на торги для выкупа их непонятными фирмами. Напротив, в процесс управления муниципальным хозяйством, в том числе и объектами тепловодоснабжения, привлекаются новые инвестиции, новые денежные игроки. Привлечение новых инвестиций означает развитие отрасли.

В странах с развивающейся рыночной экономикой давно и успешно заключаются договорные отношения между государством как владельцем собственности и частными инвесторами. В этих целях широко используются концессионные соглашения (договоры). Однако у нас, в России, эта практика не применялась, работали «по-старинке», у нас вообще к чему-то новому относятся с подозрением. Вот и на депутатских слушаниях игарчане, услышав это страшное слово «торги», заволновались. Концессиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства уделяется пристальное внимание со стороны всех органов власти, привлечение инвесторов в эту отрасль позволит оздоровить сферу ЖКХ. Это перспективная модель и для бизнеса, и для муниципалитета.

Концессия подразумевает не просто передачу имущества в управление концессионеру, для этого необходимо предоставить целый комплекс документов – план развития объектов, ремонтов, реконструкция этих объектов, строительство новых. Это значит, что организациям, которые будут участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения (концессионеру), необходимо разработать план, где должны быть прописаны все вышеперечисленные действия, в том числе и сумма на содержание и эксплуатацию сооружений ЖКХ. Иными словами, концессионные соглашения можно назвать взаимовыгодными партнерскими соглашениями. Однако ООО «Энергопром» заключать концессионные соглашения с муниципалитетом не может, хотя для Игарки это было бы самым приемлемым вариантом. Так почему же нет? Имеются нюансы в антимонопольном законодательстве. Прокуратура Игарки обратилась в Управление федеральной антимонопольной службы с заявлением о том, что игарское ЖКХ не может участвовать в торгах, которые проводит администрация города, мотивировав это тем, что администрация и ООО «Энергопром» находятся в так называемой аффилированной взаимосвязи, то есть, грубо говоря, администрация может оказать влияние на деятельность «Энергопрома», что запрещено законом о защите конкуренции. УФАС Красноярского края позицию прокуратуры поддержало.

Обсуждались и другие вопросы. По некоторым из них Евгений Никитин обещал подготовить для депутатов подробный отчет и обоснования.